30
янв
2014

Сборник радиоспектаклей №21 (1948)

Формат: аудиоспектакль, MP3, 112-320 kbps
Автор: Тендряков Владимир, Каштрим Марио, Булгаков Михаил и др.
Год выпуска: 1948 - 2007
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд, радио "Культура", Элитайл, Сидиком и др.
Исполнитель: Ольга Фомичева; Елена Миллиоти; Галина Соколова; и др.
Продолжительность: 27:51:19


Описание:
Содержание

Тендряков Владимир - Без креста


Формат: MP3, 192kbps
Автор: Тендряков, Владимир Фёдорович
Год выпуска: Запись 1963 года.
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд
спектакль театра "Современник" по повести Владимира Тендрякова "Чудотворная".
Продолжительность: 02:10:19
Исполнители:

От автора — Олег Н. Ефремов;
Варвара Гуляева — Ольга Фомичева;
Грачиха, её мать — Галина Волчек;
Родька, её сын — Елена Миллиоти;
Школьники: Васька — Людмила Крылова;
Венька — Наталья Каташёва;
Прасковья Петровна, учительница — Галина Соколова;
Иван Макарович, председатель колхоза — Геннадий Фролов;
Трактористы: Николай — Олег Табаков;
Тимофей — Виктор Сергачёв;
Алексей — Евгений Евстигнеев;
Отец Дмитрий, священник — Михаил Козаков;
Мякишев, председатель сельпо — Владимир Земляникин;
Катерина, его жена — Нина Дорошина;
Казачок, ночной сторож — Игорь Кваша;
Агния — Лилия Толмачёва;
Клавдия — Людмила Иванова;
Люба — Алла Покровская;
Галина — Елена Козелькова;
в массовых сценах — артисты театра.

Режиссёр (радио) — Галина Волчек.
Постановка — Олег Ефремов.

Ученик Гумнищенской неполной средней сельской школы Родька Гуляев выкапывает на берегу реки древнюю потемневшую икону, а его бабка Авдотья распускает слух, что эта икона - чудотворная, а ее внук Родька - святой. Но мальчик не хотел быть святым. И это событие меняет его жизнь, ибо верующие сельчане объявляют мальчика «божьим избранником». Находки могло и не быть. Но приобщение Родьки к вере в родной семье, усиление религиозной пропаганды в Загарьевском округе после войны - это уже не случайность. И. В. Тендряков с кропотливостью социолога, известной нам еще по его повестям начала 50-х годов, ищет общественные истоки того, что стряслось с Родькой Гуляевым и другими персонажами «Чудотворной», втянутыми в эту историю с иконой: председателем колхоза Иваном Макаровичем, Варварой - матерью Родьки. Изображая внезапное, неожиданное, из ряда вон выходящее, «чрезвычайное», писатель намеренно строит сюжет на основе обнаженной диалектичности, придавая действию большую стремительность... Детали в миниатюре отражают органичную особенность художественной манеры писателя - парадоксальность, отстраннения сюжета, в котором, однако, по мере развития действия не оказывается ничего фантастичного, странного.

Доп. материалы

Биография

Родился 5 декабря 1923 года в деревне Макаровская (ныне Шелотское сельское поселение Верховажского района Вологодской области) в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941 года был призван в РККА и направлен на фронт, в 1942 году был ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома комсомола.

В 1945 году переехал в Москву. В 1946 году поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже через год перешел в Литературный институт им. А. М. Горького, который окончил в 1951 году. Учился в семинаре К. Г. Паустовского.

Член ВКП(б) с 1948 года.

В студенческие годы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953 год в журнале «Огонек». С 1955 года стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду. Начиная с 1960-х годов практически все произведения Тендрякова сталкиваются с цензурными проблемами. Многие из них были опубликованы только в годы перестройки, уже после смерти писателя.

С 1964 года являлся членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

Член правления СП СССР (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 годах).

Скончался 3 августа 1984 года от инсульта. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Юрий Нагибин так отозвался на смерть Владимира Тендрякова:

Известие о внезапной смерти здоровяка Тендрякова меня ошеломило. Значит, это может произойти в любой момент, без предупреждения, без крошечной отсрочки на прощание, слёзы, на какие-то итоговые признания. Тендряков прожил чистую литературную жизнь, хотя человек был тяжёлый, невоспитанный и ограниченный, с колоссальным самомнением и убеждённостью в своём мессианстве. Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьёзного письма протеста. Очень осмотрительный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Но было в нём и хорошее, даже трогательное. Тем не менее, он был настоящий русский писатель, а не деляга, не карьерист, не пролаза, не конъюнктурщик. Это серьёзная утрата для нашей скудной литературы.
А. А. Беляев, работавший заведующим сектором художественной литературы ЦК КПСС, пишет, что Тендряков неоднократно совершал поступки, требовавшие гражданского мужества. В частности, выступил (в 1970 году) с письмом в защиту А. Т. Твардовского, протестовавшего против изменения состава редакции журнала «Новый мир»; в том же году вместе с Твардовским и другими вызволял диссидента и ученого-биолога Ж. А. Медведева из психиатрической лечебницы и так далее.




Каштрим Марио - Берегитесь лошади в желтой косынке

Формат: MP3, 192kbps
Автор: Каштрим Марио
Год выпуска: 1978
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд
Парадигма C&T 2003 год
Продолжительность: 00:42:56
Исполнители:
Звукорежиссёр: Н. Таболин
Редактор передачи: Н. Световидова
Режиссёр: Эмиль Верник

Вороной — Олег Табаков
Зуб — Степан Бубнов
Гнедой — Михаил Погоржельский
Диктор — Агрий Аугшкап
Хроменький — Авангард Леонтьев
Пролог и эпилог — Людмила Шапошникова

Лошади, бежавшие от жестокого хозяина "сродни" тем, кто отстаивает своё право на жизнь и свободу в современном мире.
Философская притча португальского писателя и драматурга Марио Каштрима - о свободе, принуждении, лошадях и людях. Написана в лучших традициях Сент-Экзюпери.



Булгаков Михаил - Роковые яйца


Формат: MP3, 192kbps
Автор: Булгаков Михаил Афанасьевич
Год выпуска: 2003
Жанр: радиотеатр
Издательство: радио "Культура"
Продолжительность: 01:03:17
Исполнители:
Михаил Ульянов, Борис Плотников, Владимир Кашпур, Валерий Баринов
режиссер-постановщик: Дмитрий Николаев

«Роковые яйца» — фантастическая повесть Михаила Булгакова, впервые опубликованная в 1925 году. Также печаталась в сокращённом виде под названием «Луч жизни» в том же году.
Написавший повесть «Роковые яйца» в 1924 году, Булгаков помещает своих героев в 1928 год.
Радиоспектакль Михаила Булгакова "Роковые яйца"
постановка одноименной фантастически-ироничной повести.

Профессор изобретает способ необыкновенно быстрого размножения яиц при помощи красных солнечных лучей... Советский работник, Семен Борисович Рокк, крадет у профессора его секрет и выписывает из-за границы ящики куриных яиц. И вот случилось так, что на границе спутали яйца гадов и кур, и Рокк получил яйца голоногих гадов. Он развел их у себя в Смоленской губернии (там и происходит все действие), и необозримые полчища гадов двинулись на Москву, осадили ее и сожрали. Заключительная картина — мертвая Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого. Булгаков, осознавая нецензурность первоначального пессимистического финала переделал окончание Роковых яиц. И в итоге наступил мороз и гады вымерли.. На счастье писателя, цензура видела в походе гадов на Москву в Роковых яйцах только пародию на интервенцию 14 государств против Советской России в годы гражданской войны (гады-то иностранные, раз вылупились из заграничных яиц). Поэтому взятие полчищами пресмыкающихся столицы мирового пролетариата воспринималось цензорами лишь как опасный намек на возможное поражение СССР в будущей войне с империалистами и разрушение Москвы в этой войне.

М.А. Булгаков просто ненавидел бюрократизм и мещанство. Он презрительно смотрел на новых буржуа. Его образная и сатирическая фантазия в "Роковых яйцах" высмеивает весь авантюризм и всю бескультурщину правящих кругов. Я думаю, что так никто не сможет, как Булгаков, красочно и образно показать всю гнусность людей.




Булгаков Михаил - Иван Васильевич


Формат: MP3, 192kbps
Автор: Булгаков Михаил Афанасьевич
Год выпуска: 2005
Жанр: радиотеатр
Издательство: Элитайл, Сидиком
Продолжительность: 01:33:26
Исполнители:
Алексей Россошанский, Вячеслав Манучаров, Дмитрий Бурханкин, Мария Кашинская, Александр Аксенов, Оксана Костецкая, Вячеслав Ткачук, Александр Левушкин

«Оставь меня, старушка, я в печали...», «Пес смердящий! Какое житие?! «, « Почто ты боярыню обидел, смерд?», «... Я не узнаю вас в гриме.» - да мало ли еще крылатых фраз в искрометной комедии Леонида Гайдая по пьесе Михаила Булгакова! В нашем радио-спектакле вы снова встретитесь с героями этой фантастической истории о поменявшихся местами царе и управдоме, а также услышите любимые мелодии из фильма.
Изюминками аудиокниги стали оригинальные саундтреки из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Картину дополняет профессиональная звукорежиссура и звуковые спецэффекты.




Булгаков Михаил - Записки юного врача


Формат: MP3, 112kbps
Автор: Булгаков Михаил Афанасьевич
Год выпуска: 2008
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд
Продолжительность: 01:13:54
Исполнители:
От автора - Герман Энтин
Врач - Александр Комиссаров
фельдшер Демьян Лукич - Михаил Лобанов
акушерки - Людмила Долгорукова, Нина Коновалова
а также: Антонина Дмитриева, Галина Борисова, Людмила Гнилова, Лариса Гребенщикова, Борис Никифоров, Виктор Петров, Лев Шабарин.

Режиссёр (радио) - Вера Малышева
Инсценировка - Герман Энтин
Музыкальное оформление - Галина Ярошенко
Звукорежиссёр - Наталья Ружанская
Редактор - Александр Кукес

Представляем вашему вниманию рассказы М.Булгакова из его автобиографического цикла "Записки юного врача". Это яркие зарисовки из медицинской практики писателя, проведенной им в Никольской больнице Сычевского уезда Смоленской губернии сразу после окончания университета. Они стали своеобразной "пробой пера" талантливого врача, посвятившего свою дальнейшую жизнь литературному творчеству.
Спектакль поставлен по рассказам "Стальное горло" и "Полотенце с петухом"
Доп. материалы

Всего в цикл входит семь рассказов.

Четыре из них имели подзаголовок, либо подстрочное примечание «Записки юного врача». В сноске к «Тьме египетской» написано: «Из готовящейся к изданию книги „Записки юного врача». В «Стальном горле» подзаголовок другой: «Рассказ юного врача». «Звездная сыпь» не содержит никаких указаний на принадлежность рассказа к какому-либо циклу или книге.

В виде цикла все рассказы впервые были опубликованы в 1963 году (Библиотека «Огонька», № 23). «Звездная сыпь» в издание не вошла. Заглавие «Стальное горло» было заменено на «Серебряное горло». Датировка событий также была изменена: вместо булгаковского 1917 года везде стоял 1916. Сделано это было, может быть, отчасти из-за цензуры. Основной причиной таких искажений явилось желание издателей сблизить время действия рассказов со временем работы самого Булгакова в селе Никольском (Сычёвский уезд Смоленской губернии), где он занимал должность земского врача.

В 1927 году Булгаков опубликовал рассказ «Морфий». По тематике он отчасти примыкает к «Запискам юного врача», но большинство исследователей отрицает его принадлежность к циклу из-за множества отличий (как в содержании, так и просто в форме) и отсутствия каких-либо указаний на принадлежность его к «Запискам».

«Полотенце с петухом». Молодой неопытный врач приезжает на свой участок в деревню. После знакомства с персоналом больницы ему предстоит первое серьёзное испытание — ампутация ноги у деревенской девушки. Несмотря на неуверенность и отсутствие опыта у молодого доктора, ампутация удается блестяще, девушка остается жива и впоследствии дарит врачу полотенце с вышитым на нём петухом (отсюда и название рассказа).

«Крещение поворотом». Герою предстоит сделать операцию поворота на ножку плода при трудных родах у деревенской женщины. Благодаря советам опытной акушерки и эта операция отлично удаётся врачу.

«Стальное горло». Врач делает трахеотомию маленькой девочке, больной дифтерией. В рассказе отражены малограмотность и суеверность деревенских людей того времени, долго не разрешавших делать операцию девочке. После успешной операции и выздоровления девочки Лиды по деревням пошли слухи о том, что молодой доктор вместо настоящего горла вставил ей стальное.

«Вьюга». Описывается поездка врача ночью в метель в другую деревню на помощь такому же молодому доктору, не знающему что делать с женщиной, разбившей себе голову при падении с лошади. Из-за позднего приезда спасти женщину не удаётся — это первый пациент, умерший у главного героя.

«Тьма египетская». Описываются быт и нравы деревенских жителей того времени — их малограмотность, суеверность, склонность доверять больше местным бабкам-знахаркам, нежели докторам. Главная сюжетная линия — рассказ про мельника Худова, больного малярией и решившего принять сразу все лекарства, прописанные врачом, дабы «не валандаться по одному порошочку в день. Сразу принял — и делу конец».

«Пропавший глаз». Доктор подводит итог своего годичного пребывания в деревне. Название рассказа происходит от истории с ребенком с огромной опухолью, закрывшей глаз. Как выясняется, неизвестная опухоль — всего лишь огромный гнойник, развившийся из нижнего века и лопнувший сам по себе.

«Звёздная сыпь». Герой начинает борьбу с сифилисом, повсеместно распространившимся среди населения. Рассказ заканчивается обращением к тому врачу, который, наверное, сейчас сидит на месте главного героя на деревенском участке: «Привет, мой товарищ!».




Пушкин Александр Сергеевич - Борис Годунов



Формат: MP3, 192kbps
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Год выпуска: Студия "Звуковая книга", 2005
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд, 1950
Радиопостановка в исполнении артистов МХАТа СССР им. М.Горького.
Продолжительность: 02:11:38
Исполнители:
Борис Годунов - Б. Добронравов,
Князь Шуйский - М. Яншин,
Григорий Отрепьев - П. Массальский,
Марина Мнишек - А. Степанова,
Басманов - Н. Свободин,
Князь Воротынский - Л. Волков,
Афанасий Пушкин - А. Комиссаров,
Гаврила Пушкин - А. Кторов,
Варлаам - А. Жильцов,
Хозяйка корчмы - А. Георгиевская,
Юродивый - В. Грибков,
Рожнов - В. Баталов,
Ксения Годунова - К. Иванова,
Царевич Федор - В. Вербицкий,
Мнишек - Б. Петкер,
Ксения Годунова - К. Иванова


"Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, зять палача и сам в душе палач..." - так говорит Александр Пушкин о Годунове словами боярина Василия Шуйского, одного из героев трагедии.
Погрузитесь в то далекое Смутное время и узнайте как таинственное возникновение двойника законного наследника престола, царевича Дмитрия, явилось трагедией для династии Годуновых и привело самозванца на трон.





Пелевин Виктор - Шлем ужаса


Формат: MP3, 320kbps
Автор: Пелевин, Виктор Олегович
Год выпуска: 2005
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд
Продолжительность: 02:41:26
Исполнители:
Monstradamus —-- Леонид Володарский
Isolda —-------- Мария Голубкина
Nutscracker —--- Алексей Колган
Organizm(-: —--- Сергей Фролов
Theseus —------- Рафаэль Сафин
Ariadna —------- Тина Канделаки
UGLI 666 —------ Юлия Рутберг
Romeo-y-Cohiba — Николай Фоменко
Sartrik —------- Александр Ф. Скляр

Восемь персонажей встречаются на одной ветке очень странного чата. Каждый из них неизвестным образом попал в одну из однотипных комнат с монитором и клавиатурой. Вскоре они понимают, что стали участниками мифа о Тесее и Минотавре. Но ситуация оказывается намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
У каждого из персонажей за дверью есть свой собственный лабиринт. У Монстрадамуса — тупик и заряженный револьвер, у Изольды и Ромео — парк (поэтому они пытаются в нём встретиться), у Щелкунчика — комната с аппаратурой и кассетами, у Организма — заставка maze, у Ариадны — спальня, у UGLI 666 — собор, у Слива — «холодильник синьки»…
Доп. материалы

«Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре» — произведение современного российского писателя-постмодерниста Виктора Пелевина созданное по заказу британского издательства «Canongate» в рамках международного проекта «Мифы». Роман был издан в 2005 году стотысячным тиражом.

Ещё до выхода печатной версии «Шлема ужаса», в продажу поступила одноименная аудиокнига. Роли главных персонажей озвучили: телеведущая Тина Канделаки, переводчик и актёр озвучки Леонид Володарский, актриса Мария Голубкина, актёр озвучки Алексей Колган, актриса Юлия Рутберг, актёр и телеведущий Николай Фоменко, музыкант Александр Ф. Скляр и другие. Печатное издание незначительно отличается от аудиокниги — персонаж аудиоверсии Sartrik переименован в Sliff_zoSSchitan, и из текста изъяты некоторые его реплики. Вскоре после выхода романа была создана театральная постановка «Shlem.com». Пьеса поставлена московским режиссёром Живиле Монтвилайте по мотивам «Шлема ужаса».

Жанр произведения, написанного в форме интернет-чата, не обозначен в печатном издании. Тем не менее на официальном сайте творчества Виктора Пелевина текст книги опубликован в разделе «Романы», подобное жанровое определение присутствует также в некоторых обзорных статьях посвященных произведению. В некоторых рецензиях и критических обзорах по отношению к тексту используются термины пьеса, драматическая повесть.




Вуди Аллен - В погоне за смертью


Формат: MP3, 192kbps
Автор: Аллен Стюарт Кёнигсберг, англ. Allen Stewart Konigsberg
Год выпуска: 2004
Жанр: радиотеатр
Издательство: Abooks
Продолжительность: 00:52:17
Исполнители:
Роман Филиппов, Валерий Баринов, С. Еремеев
Постановка: Анатолий Юнников.

Вуди Аллен (англ. Woody Allen;по паспорту Хейвуд Аллен, род. 1935, Нью-Йорк) — американский кинорежиссёр, актёр-комик, продюсер, трёхкратный обладатель премии «Оскар». Известен также как писатель, автор многочисленных рассказов и пьес. Вуди Аллен — интеллектуал, знаток литературы и кинематографа, а также джазовый кларнетист.

Аллен заслужил признание публики своими остроумными комедиями, содержащими элементы абсурда и сатиры, а также психологическими драмами, созданными не без влияния творчества Ингмара Бергмана. На стыке этих двух жанров, как считается, Аллен создал новый жанр — «интеллектуальную комедию». Кроме того, уважение его коллег вызывает сам огромный объём работы, проделанной им в кино, и высокая скорость производства фильмов.

Аллен, как правило, не только является режиссёром и сценаристом своих картин, но и снимается в них. Среди излюбленных тем его фильмов и многочисленных шуток — психоанализ и психоаналитики, секс и собственные еврейские корни.

Вуди Аллен - не только кинематографист, также он известен и как писатель. Представленный Вашему вниманию спектакль "В погоне за смертью" создан по пьесе "Смерть" (1950-е). Блестящий "интернациональный" юмор, великолепно выписанные диалоги, скрывающие в себе извечные философские вопросы, ответы на которые каждый из нас вынужден давать себе сам.



Геласимов Андрей - Жажда


Формат: MP3, 128kbps
Автор: Геласимов, Андрей Валерьевич
Год выпуска: 2007
Жанр: радиотеатр
Издательство: Радио России
Продолжительность: 03:11:14
Исполнители:
Режиссер-постановщик: Максим Осипов
Композитор и саундпродюсер: Андрей Попов
Продюсер: Ольга Хмелева
Руководитель проекта: Вячеслав Умановский

Озвучивает: Константин Хабенский

“Самое стоящее из всей рассмотренной прозы – это повесть Андрея Геласимова “Жажда”. Главный герой (опять рассказчик) изуродован на войне – у него полностью обгорело лицо. Зарабатывает на жизнь ремонтом квартир. В перерывах между заказами пьет до умопомрачения – чтобы ни о чем не думать и ничего не вспоминать. “Движитель сюжета” – поиски друга, опустившегося алкоголика, который продал квартиру и исчез. В результате последовательно разворачивающихся событий герой постепенно возвращается к жизни – знакомится с новой семьей отца и своими новыми сестрой и братом, мирит рассорившихся друзей, снова начинает рисовать (до армии он учился на художника), в финале дан даже намек на возможность любви… Несомненное достоинство текста – отличный разговорный язык, которым, благодаря автору, пользуются персонажи, и эмоциональная составляющая: редкий, по нынешним временам, позитивный пафос подан в несколько замаскированном виде. Все это, плюс острая наблюдательность к детали и известный лаконизм изложения – выводит текст в разряд экспериментальных образцов – как сделать литературу “читабельной”, оставив одновременно “серьезной”.

Доп. материалы

По образованию филолог (кандидат филологических наук), в 1987 году окончил Якутский государственный университет. В 1992 получил второе высшее образование по специальности театральный режиссёр, окончив режиссёрский факультет ГИТИСа (мастерская Анатолия Васильева). В 1996—97 годах стажировался в Халльском университете в Великобритании. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию по английской литературе в Московском педагогическом государственном университете по теме «Ориентальные мотивы в творчестве Оскара Уайльда». Работал доцентом кафедры английской филологии Якутского университета, преподавал стилистику английского языка и анализ художественного текста. Женат, имеет троих детей.
В 2005 на Парижском книжном Салоне Андрей Геласимов был признан самым популярным во Франции российским писателем, обойдя Людмилу Улицкую и Бориса Акунина.




Булгаков Михаил - Театральный роман


Формат: MP3, 128kbps
Автор: Булгаков Михаил Афанасьевич
Год выпуска: 2003
Жанр: радиотеатр
Издательство: Радио "Культура"
Продолжительность: 04:00:42
Исполнители:
Олег Табаков, Юлия Рутберг, Максим Суханов и Анатолий Смелянский
Музыка, написанная специально для спектакля известным композитором Алексеем Шелыгиным.

Сентябрьский эфир Радио "Культура" посвящает Михаилу Булгакову. 10-ти серийный радиоспектакль – "Театральный роман. Записки покойника".
Спектакль был записан в 2003 г., но его не выпускали в эфир, потому что потомки Булгакова никак не могли поделить наследство. Проблемы разрешились как раз к 40-летию создания романа. Режиссер Владимир Шведов (лауреат премии «Золотой микрофон») придумал спектакль в виде театрализованного чтения в десяти частях: «Это радиоспектакль о любви Булгакова к Художественному театру и о той боли, что театр ему причинил».
Это не просто спектакль, записанный у микрофона, это своеобразное священнодействие ансамбля - партнеров, понимающих, думающих и любящих великую прозу Михаила Булгакова. Особенностью спектакля стало и то, что булгаковская исповедь о любви и ненависти к театру будет представлена тремя замечательными актерами, которые так или иначе связаны с Художественным театром - прототипом "Независимого театра", в котором живут и действуют герои романа.
Особенностью этой записи, созданной на Радио "Культура", является и то, что главы романа перемежаются комментариями Анатолия Смелянского, который является своего рода "историком и летописцем" жизни Булгакова мхатовского периода.
Режиссер радиоспектакля Владимир Шведов рассказывает: "Мы обсуждали, кого пригласить на роль Максудова, но как только прозвучало имя Олега Табакова, ни о ком другом уже и речи не было". Богатый аллюзиями голос Табакова звучит очень театрально. Тем ярче контраст с доверительными интонациями булгаковеда Анатолия Смелянского, читающего от автора и представляющего, по сути, внутренний голос Максудова. Остальные мужские роли озвучивает Максим Суханов, а все женские – Юлия Рутберг. Несомненная удача – музыка, написанная специально для спектакля известным композитором Алексеем Шелыгиным.
Доп. материалы

«Театральный роман» («Записки покойника») — неоконченный роман Михаила Афанасьевича Булгакова. Написанный от первого лица, от имени некоего писателя Сергея Леонтьевича Максудова, роман рассказывает о театральном закулисье и писательском мире.

Работа над ним была начата 26 ноября 1936 года. Однако еще в 1929 году Булгаков создал роман в письмах «Тайному другу» (также неоконченный), адресованный будущей жене Елене Сергеевне Булгаковой, в котором объяснял, как он «сделался драматургом». В 1930 году «Тайному другу» оформился в новый роман — «Театр», однако в том же году писатель сжег первоначальные его наброски вместе с черновиками «романа о дьяволе».

Лишь через 6 лет, когда совершилось очередное его уничтожение как драматурга, спустя несколько недель после окончательного разрыва с МХАТом Булгаков стал сочинять роман о театре. На первой странице рукописи он обозначил два названия: «Записки покойника» и «Театральный роман», причем первое подчеркнуто автором двумя чертами. В дневнике Елены Сергеевны роман также чаще всего называется именно «Записками покойника». Но когда в 1965 году роман впервые был опубликован (журнал «Новый мир», № 8), по конъюнктурным соображениям предпочтение отдали названию «Театральный роман».

Несмотря на траурное название, «Записки покойника» — чрезвычайно весёлый роман; большинство исследователей считает его даже самым смешным произведением Булгакова. Кроме того, следует упомянуть и о необычайной легкости, с которой роман этот создавался: на одном дыхании, без черновиков, набросков и каких-либо исправлений. Елена Сергеевна вспоминает, что пока она, по возвращении Михаила Афанасьевича вечером из Большого театра, накрывала ужин, он садился за свой письменный стол и писал несколько страниц, после чего выходил к ней необыкновенно довольный, потирая от удовольствия руки.

Роман начинается с предисловия — якобы автор его вовсе не автор, а лишь «издатель» записок киевлянина Сергея Леонтьевича Максудова, который, отослав сочинение «своему единственному другу» с просьбой выправить его и издать под собственным именем, «кинулся с Цепного моста вниз головой». Волю покойного необходимо выполнить, хотя «издатель» и предупреждает, что всё, содержащееся в «Записках», — плод больного воображения киевлянина и что «ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было», а сам Максудов никакого отношения к драматургии никогда не имел.

«Записки» Максудова начинаются с того, что автор получил таинственное письмо от режиссера Независимого Театра Ксаверия Борисовича Ильчина и направляется на встречу с ним. Ксаверий Борисович встречает Максудова загадочными словами: «Я прочитал ваш роман» — и тут повествование откатывается назад, в прошлое, и мы узнаем, что Максудов, никому не известный, скромный сотрудник газеты «Вестник пароходства» написал роман. По завершении работы Максудов читает роман сначала коллегам по службе, затем кружок его слушателей расширяется, приходят литераторы (из которых один, Ликоспастов, оказывается невероятной сволочью — его прототипом стал знакомый Булгакова известный в то время беллетрист Юрий Слёзкин). И вот, по окончании чтения романа, «разразилась катастрофа». Все слушавшие в один голос заявили, что роман не напечатают, потому что его «не пропустит цензура».

Максудов относит роман в две редакции, но получает его обратно с пометкой «не подходит». Тогда он готовит самоубийство, для чего крадет у одного своего приятеля, военного, браунинг. Уже приставив пистолет к виску, Максудов вдруг слышит из соседней квартиры арию из оперы «Фауст» — и тут, помешав ему совершить непоправимое, к нему в гости является какой-то странный субъект в берете, но без пера, — как выясняется, это редактор-издатель частного журнала «Родина» Илья Иванович Рудольфи. Рудольфи берется напечатать роман.

Максудов бросает службу в газете, поскольку «переходит в другой мир»: он стал бывать у Рудольфи и встречать известных писателей. Пришлось ему познакомиться и с издателем Макаром Рвацким и с его братом Алоизием, который ловко выкупил у писателя векселя за полцены. Но вот наконец роман вышел. Максудов попадает в мир настоящих писателей — этот мир блестяще и невероятно смешно изображен в сцене вечеринки по поводу прибытия из-за границы главной знаменитости — писателя Измаила Александровича Бондаревского (чьим прототипом послужил Алексей Николаевич Толстой). После вечеринки Максудов заболевает гриппом, а это время разражается еще одна катастрофа: по выздоровлении несчастный автор узнает, Рудольфи уехал за границу; выпущена только треть романа, и дальше — ничего. Максудов осмысливает всё, что с ним случилось.



Гоголь Николай Васильевич - Мертвые души


Формат: MP3, 128kbps
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Инсценировка Михаила Булгакова. Постановка 1932 года.
Год выпуска:
Радиопостановка I-го тома поэмы.
Запись по трансляции 1948 года.
Радиопостановка II-го тома поэмы.
Запись 1959 года.
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд, Ардис, 2011.
Московский Художественный академический театр СССР им. М. Горького.
Продолжительность: 03:43:34
Исполнители:
1. Постановка Василия Сохновсого и Елизаветы Телишевой.
Режиссёр Владимир Немирович-Данченко.
Роли исполняют: Владимир Белокуров, Георгий Герасимов, Владимир Готовцев, Григорий Конский, Николай Титушин, Алексей Жильцов, Василий Орлов, Нина Сластенина, Алексей Грибов, Борис Ливанов, Николай Свободин, Анастасия Зуева. Пояснительный текст читает Владимир Герцик.

2. Постановка Григория Конского.
Действующие лица и исполнители:
Чичиков Павел Иванович, коллежский советник - Владимир Белокуров;
Тентетников - Павел Массальский;
Бетрищев - Владимир Готовцев;
Улинька - Татьяна Ленникова;
Петух - Михаил Яншин;
Алексаша - Михаил Горюнов;
Николаша - Леонид Топчиев;
Кошкарев - Григорий Конский;
От автора - Борис Смирнов.

М.А.Булгаков, литературный ученик Н.В.Гоголя, унаследовал учительскую «любовь к человеку», «любовь к человеку вообще». Булгаков никогда не делил людей на своих и чужих, белых и красных. Для него основным критерием в оценке человека было наличие или отсутствие духовности.
На долю Булгакова выпали более сложные испытания, чем на долю Гоголя. Творения учителя, истерзанные многочисленными критиками, все же находили свой путь к читателю. Художественные произведения его ученика при жизни почти не издавались в СССР. Пьесы Булгакова, за небольшим исключением, увидели сцену лишь после смерти автора. Премьера «Александра Пушкина» состоялась в 1943 году, «Бега» — 27 марта 1957 года; пьеса «Иван Васильевич» опубликована лишь в 1965 году, «Адам и Ева» — в 1987, «Батум» — в 1988. «Театральный роман» появился впервые в 1965 году, через год вышел в свет роман «Мастер и Маргарита».

В 20-30-е годы вокруг имени М.Булгакова разворачивались настоящие сражения, ругать его считалось правилом хорошего тона. Писателю не давали жить и трудиться.

В июле 1929 года Булгаков, измученный травлей в прессе, запрещением своих произведений, пишет заявление Правительству СССР о поездке за границу. Писатель получает отказ.

28 марта 1930 года М.Булгаков вновь принимает решение направить письмо Правительству. В письме писатель констатирует, что из 301 отзыва на его произведения 298 — «враждебно-ругательных». Художник смело и откровенно высказывает свои убеждения. Он считает, что «борьба с цензурой, какой бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати... если кто-нибудь из писателей вздумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода...» .

В своем дневнике 6 ноября 1923 года Булгаков писал: «Ничем иным я быть не могу, я могу быть одним — писателем». Художник, как и его учитель, мечтал о деятельности на благо Отечества. Он был совестью своего народа. Но в его стране совесть — только бесполезный атавизм, и поэтому писатель «не может быть полезен» и просит правительство отпустить его «на свободу».

М.Булгакову предоставили работу в театре, но, ни единого глотка свободы писатель не получил. Он мучительно погибал «под пятой» изощренной машины уничтожения инакомыслия, название которой — сталинизм.

Тема «мертвых душ», навеянная гоголевской поэмой о России, занимает важное место в творчестве М.А.Булгакова. На эту тему художник пишет в 1922 году фельетон «Похождения Чичикова» (впервые опубликован 24 сентября 1922 года в «Литературном приложении» к газете «Накануне»), Автору «поэмы в десяти пунктах с прологом и эпилогом» снится невиданный сон: шутки ради сатана отправил гулять по советской стране великое множество персонажей «Мертвых душ» Н.В.Гоголя. Во всех учреждениях появились собакевичи, селифаны, петрушки, ноздревы, коробочки и, конечно же, «помещик средней руки». Изобретательный Павел Иванович Чичиков быстро сориентировался в новой экономической политике государства. Он занялся «внешней торговлей» (то есть контрабандой) и сколотил небольшой капитал. Затем «предприниматель» взял в аренду несуществующее предприятие «Пампуш на Твербуле» и значительно увеличил стартовый капитал. Воодушевленный безнаказанностью, Чичиков основывает липовые тресты, продает государственные здания, берет подряды. Он на вершине успеха. Но идея возмездия, намеченная Гоголем в «Повести о капитане Копейкине», появляется в фантастическом сне литератора. Чичиков, бессовестный вор, получил по заслугам: «Камень на шею — ив прорубь! И стало тихо и чисто».

В 1930 году М.Булгаков начинает работать над инсценировкой «Мертвых душ» для МХАТа. В книге «На темы Гоголя» А.П.Мацкин, известный историк театра, пишет о том, что «еще в школьные годы «Мертвые души» стали его (М.Булгакова — Т.Р.) настольной книгой. К.Г.Паустовский, его товарищ по Первой киевской гимназии, рассказывал, как с возрастом менялось отношение Булгакова к поэме: в детстве его увлекали авантюрный сюжет и веселые маски, в зрелости — сатира всечеловеческого значения» .

По воспоминаниям А.П.Мацкина, работа над инсценировкой шла «с наивозможной самоотдачей». С такой задачей «никто не мог лучше справиться, чем Булгаков, — и по уровню знания и понимания Гоголя, и по родственности юмора...» .

В нью-йоркском журнале «Вэрайети» (1932 г.) была напечатана рецензия на постановку «Мертвых душ» во МХАТе. В ней говорится об огромной заслуге М.Булгакова в инсценировании поэмы Гоголя. «В течение всех четырех актов ни одно из действующих лиц не произносит ни одного слова, которого не было бы у Гоголя. Потребовался бесконечный труд для того, чтобы «расчленить» поэму на мелкие кусочки и затем опять собрать эти разрозненные части в пьесу. Булгаков применил систему каталога, занося на отдельные карточки все слова каждого из действующих лиц поэмы. Потом он их соединял — при написании отдельных картин. Но, несмотря на эту «анатомическую» процедуру, в пьесе нет даже намека на какую-либо искусственность».

Однако, по просьбам сотрудников МХАТа, Булгаков был вынужден неоднократно переделывать пьесу. Автор убрал «лицо от автора», «камеральную» сцену. Булгаков был недоволен нарушением целостности пьесы, «но на разрыв» с МХАТом не решился. (Более подробно о судьбе пьесы рассказывается в книге А.Мацкина «На темы Гоголя»).

Параллельно М.Булгаков работает над созданием романа «Мастер и Маргарита» (1929-1940). Проблема деградации человеческой личности, проходящая через большинство творений писателя, сфокусирована в итоговой книге.

Неустанно разоблачая алогизм существования своих персонажей, Булгаков и Гоголь утверждали в своих произведениях принципы гуманизма, искали в окружающей действительности силы, способные хотя бы в моральном отношении противостоять миру «мертвых душ».

Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» (1835-1841) явилась в свет с целью показать «всю Русь» «во всей своей громаде». По меркам XIX века это был невиданный размах, необычайная идея; она была доступна лишь творческому гению Гоголя. В сокровищницу мировой литературы вошло художественное полотно с огромным количеством действующих лиц. Они принадлежат к различным социальным группам: народ, помещики, чиновники (губернские и столичные).

В оценке народа Гоголь неоднозначен. С одной стороны, он осуждает тупость, ограниченность мужиков, к которой привели долгие века рабства. С другой стороны, русский народ в поэме — это та сила, которая способна вывести «птицу-тройку» Русь к светлой жизни. Но пока народ безропотно несет свой крест. За него говорит свое могучее слово автор, художник-патриот. Он подарил миру правду о сонме «мертвых душ» — Чичиковых, Плюшкиных, собакевичах и прочих. Их жестокость и бессердечие не имеют границ — они торгуют и живыми, и мертвыми людьми.

Все многообразие действующих лиц поэмы восходит к проблеме поиска живой души. Эта тема нашла отражение во втором томе «Мертвых душ», в котором автор задумал показать Русь «с другого боку». Гоголь питал надежду создания образов «мужа, одаренного божескими доблестями, или чудной русской девицы, какой не сыскать нигде в мире...» Именно таким героем виделся Гоголю помещик нового образца Костанжогло, строящий свои отношения с крестьянами на основе христианской любви и гуманизма.

Второй том создавался долго и мучительно. В 1845 году Гоголь, не удовлетворенный своим произведением, сжигает его. Писатель сознает, что «вывести несколько прекрасных характеров, обнаруживающих высокое благородство нашей породы, ни к чему не поведет... бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколенье к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости...».



Островский Александр Николаевич - Не все коту масленица


Формат: MP3, 128kbps
Автор: Островский Александр Николаевич
Год выпуска: 1974
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд
Продолжительность: 02:00:14
Исполнители:
Виктор Хохряков, Виталий Соломин, Ольга Чуваева, Тамара Торчинская

Выбор между чувствами и деньгами всегда непрост... Действительность жестока, но что если бросить судьбе вызов и делать все наперекор ей?
Слушая пьесу "Не все коту масленица", тосковать совершенно невозможно. Это один из лучших образцов соединения высокого и комического, непревзойденным мастером которого был и остается великий русский драматург А.Островский.



Достоевский, Фёдор Михайлович - Бабуленька


Формат: MP3, 320kbps
Автор: Достоевский, Фёдор Михайлович
Год выпуска: Запись 1968 г.
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд,
Союз, 2004
Продолжительность: 00:45:25
Исполнители:
Фаина Раневская, Олег Табаков, Михаил Яншин, Алла Покровская, Анатолий Кторов, Игорь Кваша, Настя Нечаева, Сергей Кузьмичев, Константин Борташевич

Радиоспектакль "Бабуленька", поставленный по роману Ф. М. Достоевского "Игрок" режиссером Ниной Сухоцкой, вобрал в себя все лучшее, что присутствовало в российском театре лет эдак тридцать пять назад. По творческому азарту занятые в постановке актеры сравнимы с самим заглавным героем романа, с той лишь разницей, что "жизненные соки, силы, буйство, смелость" последнего пошли не на покорение вершин искусства, а на рулетку.
Роман «Игрок» занимает в творчестве Ф.М. Достоевского особое место, — в нем исключительно сильны автобиографические мотивы: многолетнее увлечение писателя игрой на рулетке и сложные, мучительные взаимоотношения с А.П. Сусловой. Замысел «Игрока» возник еще в 1863 г. Осенью 1865 г., испытывая финансовые трудности, Достоевский всего за 26 дней надиктовал текст романа стенографистке А.Г. Сниткиной (ставшей впоследствии его женой). По ее воспоминаниям, когда в процессе работы над романом обсуждались судьбы героев, то «Федор Михайлович был вполне на стороне „игрока“ и говорил, что многое из его чувств и впечатлений испытал сам на себе. Уверял, что можно обладать сильным характером, доказать это своею жизнью и тем не менее не иметь сил побороть в себе страсть к игре на рулетке».




Тургенев Иван - Первая любовь
Тургенев Иван - Первая любовь

Формат: MP3, 128kbps
Автор: Тургенев Иван
Год выпуска: Запись 1994 г.
Жанр: радиотеатр
Издательство: Гостелерадиофонд
Продолжительность: 01:40:38
Исполнители:
В. Ивченко, В. Ковель, Д. Воробьёв, С. Карпинская, В. Яковлев, др.
Режиссёр: Ю. Аксёнов.

Одно из сильнейших впечатлений ранней юности И.С.Тургенева - влюбленность в княжну Е. Л. Шаховскую, переживавшую в ту пору роман с отцом Тургенева, нашло свое отражение в повести "Первая любовь".
Иван Тургенев — великий русский писатель, мастер слова и психологического анализа, в своих произведениях он с поразительной глубиной описывал все тонкости и потайные уголки человеческих отношений. Первая любовь... Наивная, незабываемая, которая бывает в жизни лишь раз... Тургенев как никто смог выразить это поэтически-возвышенное чувство, пронизанное тихой страстью и душевной тоской.
Художественно повесть выполнена как воспоминание пожилого человека, рассказывающего о своей первой любви. Главный герой произведения шестнадцатилетний Владимир прибывает вместе с семьей в загородное поместье, где встречает красивую двадцатиоднолетнюю Зинаиду Александровну Засекину. Владимир влюбляется в Зинаиду, однако помимо него вокруг героини присутствует ряд других молодых людей, добивающихся её расположения. Чувства героя не вызывают взаимности, Зинаида, отличающаяся капризным и игривым характером, разыгрывает героя, иногда насмехается над ним, высмеивая его сравнительную молодость. Позже Владимир обнаруживает, что истинным объектом любви Зинаиды является его собственный отец — Петр Васильевич. Владимир тайно наблюдает встречу между отцом и Зинаидой и понимает, что отец бросает её, и покидает поместье. Немногим позже Петр Васильевич умирает от инсульта. Некоторое время спустя Владимир узнает о браке Зинаиды с господином Дольским и последующей смерти во время родов.
Владимир Петрович — прототипом является сам автор Иван Сергеевич Тургенев.
Зинаида Александровна — прототипом является княжна Екатерина Львовна Шаховская, поэтесса, первая любовь писателя и любовница его отца. В сентябре 1835 года, через год после смерти С. Н. Тургенева, Шаховская вышла замуж за Льва Харитоновича Владимирова. 22 июня 1836 года родила мальчика и через шесть дней скончалась.
Петр Васильевич — прототипом является отец писателя Сергей Николаевич Тургенев. Сергей Николаевич, женился по расчету на женщине, которая была гораздо старше его (мать писателя Варвара Петровна Лутовинова). Нравился женщинам. Имел роман с Екатериной Львовной Шаховской, вскоре после расставания с которой умер.






Книги / Аудиокниги / Спектакли и аудиофильмы
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [2.0 GB]