08
янв
2013
янв
2013
Красуйся, град Петров... (2 сезон: 1-38 фильмы из 38) (2012)
Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: SATRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия, ВГТРК "Санкт-Петербург"
Режиссер: Михаил Трофимов, Ольга Высоцкая, Наталья Сергеева, Татьяна Малышева, Наталия Урвачева, Людмила Гладкова, Евгений Румянцев, Надежда Виноградова, Елена Плугатырева
Жанр: документальный, научно-познавательный, история, архитектура, культура, биография, искусство, живопись
Продолжительность: 38 х ~ 00:25:45
Год выпуска: 2012
Описание:
"Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побежденная стихия" (А. С. Пушкин, «Медный всадник»). Именно эти слова взяты для названия нового документального сериала, рассказывающего о неповторимых архитектурных достопримечательностях Санкт-Петербурга. Это путешествие во времени и пространстве, рассказы о зданиях, мостах, улицах.. И о людях, создавших их и воплотивших свои идеи в жизнь, о зодчих - Доминико Трезини, Карле Росси, Вильям Гесте, Тома де Томон и многих других, чьи имена остались увековеченными в их архитектурных произведениях. У каждого из них - своя история.
Видео: 704x528 (1.33:1),, 25 fps, XviD MPEG-4 ~1500 kbps avg, 0.27 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Тех. данные всех файлов идентичны
Доп. информация:
Формат: SATRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия, ВГТРК "Санкт-Петербург"
Режиссер: Михаил Трофимов, Ольга Высоцкая, Наталья Сергеева, Татьяна Малышева, Наталия Урвачева, Людмила Гладкова, Евгений Румянцев, Надежда Виноградова, Елена Плугатырева
Жанр: документальный, научно-познавательный, история, архитектура, культура, биография, искусство, живопись
Продолжительность: 38 х ~ 00:25:45
Год выпуска: 2012
Описание:
"Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побежденная стихия" (А. С. Пушкин, «Медный всадник»). Именно эти слова взяты для названия нового документального сериала, рассказывающего о неповторимых архитектурных достопримечательностях Санкт-Петербурга. Это путешествие во времени и пространстве, рассказы о зданиях, мостах, улицах.. И о людях, создавших их и воплотивших свои идеи в жизнь, о зодчих - Доминико Трезини, Карле Росси, Вильям Гесте, Тома де Томон и многих других, чьи имена остались увековеченными в их архитектурных произведениях. У каждого из них - своя история.
Видео: 704x528 (1.33:1),, 25 fps, XviD MPEG-4 ~1500 kbps avg, 0.27 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Тех. данные всех файлов идентичны
Доп. информация:
Описание
Описание серий 2 сезон
01.Зодчий Леонтий Бенуа
Здание Певческой капеллы в Петербурге было построено архитектором Леонтием Бенуа. Как задумывался проект, почему решили строить капеллу именно на этом месте, какие службы расположились во дворах, - обо всем этом расскажут ведущий - артист Сергей Дрейден, художественный руководитель капеллы, народный артист СССР Владислав Чернушенко, искусствоведы Борис Кириков, Владимир Фролов.
02.Зодчий Андрей Воронихин
Казанский собор - архитектурный дебют Андрея Воронихина в Санк-Петербурге. Павел Первый велел построить собор за три года. Мартовским утром 1801 года Петербург потрясла весть - переворот! Павел Первый убит. Как новый император, Александр Первый, отнесется к замыслам отца? Но средства из казны уже получены. И, как только земля оттаяла, начали рыть котлован… Сколько "воды утекло" с тех пор! Мраморный пол храма лучится, отражая в своем рисунке небесные линии купола. Пространство храма, нанизанное на "пропетые" зодчим колоннады, кажется непостижимо просторным, как пространство жизни!..
03. Зодчий Джакомо Кваренги
За 37 лет пребывания в России итальянец Джакомо Кваренги успел немало: построить здание Академии Наук и Эрмитажный театр, дворец Юсуповых на Садовой улице и Мариинскую больницу на Литейном проспекте, здание Ассигнационного банка и дом Салтыкова-Гротена. Но лучшей постройкой всей своей жизни зодчий по праву считал Смольный институт благородных девиц. Программа расскажет о жизни замечательного зодчего и об этапах строительства Смольного, который первоначально возводился, как дом для одиноких вдов.
В передаче принимают участие: историки архитектуры Борис Кириков и Сергей Семенцов, архивист Ольга Крстич.
04. Архитектор Савва Чевакинский
О возведении архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге. Этот храм - один из самых знаменитых в городе на Неве. Он построен не на государственные средства, а на народные пожертвования. Среди главных жертвователей - знаменитый заводчик Порфирий Демидов. Биографических сведений об архитекторе Чевакинском почти не сохранилось, архив его семьи погиб в пожаре, однако то что удалось найти, свидетельствует о человеке талантливом, преданном своему делу. Возведение собора стало для Чевакинского главным делом жизни. Здание построено в стиле русского барокко, утвердившегося в России в середине XVIII века. В программе принимают участие: настоятель собора, протоиерей Богдан Сойко, иерей Григорий Евтушенко, историк искусства Юрий Соколов.
05. Зодчий Альберт Кавос
Ныне основательно забытый, в середине XIX века архитектор Альберт Кавос считался самым известным теоретиком театральной архитектуры в мире. Инженер по образованию, Кавос разработал уникальную методику конструирования театральных залов. Помпезный зал Большого театра в Москве, изысканный зал Михайловского театра в Петербурге - работы Кавоса. Но вершина его творчества - легендарный Мариинский театр.
06. Зодчий Лео фон Кленце
Есть ли у нас в Санкт-Петербурге хотя бы одно здание, которое было построено по переписке? "Как это, - удивится внимательный зритель, - разве такое возможно"? Оказывается, возможно. Именно такой случай произошел со зданием Нового Эрмитажа, которое построил архитектор Лео фон Кленце. Мы сейчас и представить не можем нашего города без знаменитых атлантов, поддерживающих портик главного входа, но были времена, когда об их существовании никто не подозревал. Как же это строительство по переписке происходило, расскажут главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин и старший научный сотрудник Эрмитажа М. Ильина. Текст за кадром читает артист Сергей Дрейден.
07. Александр Кокоринов
Александр Кокоринов - один из архитекторов Академии художеств, прожил яркую, но короткую жизнь. Проект Академии рождался в атмосфере больших надежд. Здание должно было стать образцом эстетики и вкуса - ведь здесь будут формироваться суждения о прекрасном и дурном в искусстве. Мировая практика не знала примеров строительства подобного учебного здания. Увы, замысел архитектора не только не был реализован полностью, но сам он не дожил до окончания строительства. Скоропостижная и загадочная смерть оборвала жизнь талантливого зодчего. В программе принимают участие: ректор Института им. Репина Семен Михайловский, художник-монументалист Иван Уралов, искусствовед Екатерина Савинова.
08. Зодчий Альфред Парланд
Кажется, только чудом мог оказаться в центре Санкт-Петербурга храм Воскресения Христова. Его облик - восхитительная цитата из допетровской Руси: фигурные наличники, кокошники, изразцы… Второе имя у этой церкви - Спас на крови. Потому что храм стоит именно там, где в марте 1881 года разыгралась страшная трагедия - на набережной Екатерининского канала, обагренной кровью императора Александра Второго. Известие о гибели царя потрясло всю Россию. Александр Третий решил поставить в Санкт-Петербурге храм-памятник, исполненный в духе московско-ярославских церквей XVII столетия. А второе условие - та часть набережной, куда упал смертельно раненный император, должна оказаться под сводами церкви. Именно поэтому архитектору Альфреду Парланду пришлось поставить храм буквально над водой. Зодчий решился на смелый эксперимент. Он изменил береговую линию канала. Она выдвинулась в воду на 8 метров. Под храмом создали сплошную бетонную подушку...
09. Зодчий Александр Померанцев
Об одном из малых особняков, которые украшают периферийные улицы Санкт-Петербурга - дворце на Фурштадтской. Александр Померанцев строил особняк, прежде всего, как дом для жизни семьи. Мастер последнего этапа эклектики, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий, Померанцев сделал замечательную и быструю карьеру. За 10 лет от простого преподавателя до ректора Императорской Академии художеств. Круг его общения - это братья Васнецовы, композитор Римский-Корсаков, балерина Агриппина Ваганова, критик Владимир Васильевич Стасов, архитектор Щусев, художники Нестеров и Билибин. В программе участвуют: правнучка архитектора Елена Сорокина и историк искусства Юрий Соколов.
10. Зодчие Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Жан-Батист Леблон
Первый каменный дворец в Санкт-Петербурге был построен для князя Александра Даниловича Меншикова. Дворец стал местом ассамблей, приема послов и проведения свадеб знатных дворян. Глядя на это здание сегодня, не скажешь, что это творение трех архитекторов, приехавших из разных стран: итальянца Франческо Фонтаны, немца Иоганна Готфрида Шеделя и француза Жана-Батиста Леблона. Как же зодчим удалось создать такое гармоничное произведение в архитектуре? Об этом расскажут: историк архитектуры Екатерина Станюкович-Денисова; историк искусства, реставратор Юрий Трубинов; архитектор, автор проекта реставрации Меншиковского дворца Григорий Михайлов.
11. Зодчий Павел Сюзор
Его самой первой работой в Петербурге стал фасад здания Пробирной палаты на Казанской улице, 28. Авторству Сюзора принадлежит также создание площади со сквером в центре улицы, он же спроектировал соединяющий Пушкинскую улицу с Лиговским проспектом Лиговский переулок. Он преимущественно строит доходные дома, получая иногда заказы и на строительство производственных зданий, и даже церквей, например, в 1878-1879 годах проектирует и строит флигель и домовую церковь при богадельне Мещанского общества. Позднее Сюзор перестраивает здание конюшен Государственного коннозаводства, создает комплекс зданий больницы Французского благотворительного общества на 13-й линии 1884-1902 годы...
12. Зодчие Андрей Михайлов, Ипполит Монигетти, Андрей Белобородов
В середине XVIII века французский зодчий Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот создает на набережной Мойки дворец для Петра Шувалова. В 1830-м году усадьбу приобретают Юсуповы. Особняк перестраивает и «одевает» по последней моде архитектор Андрей Михайлов. В руках другого зодчего – Ипполита Монигетти, дворец преобразился, как первый «денди» в Санкт-Петербурге. В 1914 году Феликс Юсупов-мл. приглашает во дворец начинающего архитектора Андрея Белобородова. Зодчий показывает созданные им комнаты Александра Бенуа и тот говорит: «Эка, батюшка, и намудрили вы здесь. Это просто рокамболь какой-то. Что-нибудь здесь да и произойдет». Пророческие слова!
13. Зодчий Гавриил Барановский
Преподаватель, издатель, энциклопедист, один из самых прогрессивных русский архитекторов начала XX века, Гавриил Барановский оставил после себя множество удивительных зданий и одну единственную фотографию. Судьба этого революционера от архитектуры - череда споров и скандалов, восторгов и побед. Барановский долгое время слыл мастером "помпезного модерна". Сломать этот стереотип оказалось не просто. Но Барановскому удалось. Он возводит дом для Русского географического общества, приют путешественников - необыкновенное здание, полное загадочного очарования и смелых архитектурных находок.
14. Зодчие Карл Шмидт, Владимир Чагин, Василий Шёне
Дом Кельха выделялся среди других особняков, которых на Сергиевской улице было много. Это аристократический район, который формировался именно в конце XIX века. Дома покупали богатейшие люди и главный образом не для того, чтобы строить заново, а чтобы перестроить, превратив зачастую обыкновенные здания в роскошные дворцы. Так поступила и чета Кельхов, приобретя в 1895 году особнячок греческого посла Кандеянаки. Для молодых архитекторов Василия Шёне и Владимира Чагина работа по перестройке особняка Кельха обернулась невероятной удачей... В программе участвуют внучка архитектора В.Шёне Татьяна Баскина и искусствовед Борис Кириков.
15. Зодчий Николай Львов
Зодчего Николая Львова, построившего дом-усадьбу для поэта Державина, современники называли "гением вкуса", "русским Леонардо", и в этом не было большого преувеличения. Поэт, архитектор, инженер, рисовальщик, член двух Российских Академий - Художеств и Наук, он свободно изъяснялся на всех европейских языках, музицировал на равных в ансамбле с профессионалами, одним из первых стал собирать русский фольклор, писал книги по истории Российского государства. О судьбе архитектора рассказывают: директор Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергей Некрасов и праправнук зодчего, сотрудник музея-усадьба Г.Державина Сергей Дзюбанов.
16. Зодчий Александр Брюллов
О судьбе архитектора Александра Брюллова, брата великого живописца Карла Брюллова, о строительстве Михайловского театра и его реконструкции по проекту зодчего Альберта Кавоса. Самым значительным его произведением стала Пулковская астрономическая обсерватория Академии наук.
Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье "академика орнаментной скульптуры" Павла Ивановича Брюлло. В январе 1810 года Александр вместе с братом Карлом был отдан на обучение в Академию художеств. Александр Брюллов впоследствии стал зодчим, а Карл Брюллов - художником. Из-за конфликтов с императором Александр Брюллов был вынужден отойти от активной строительной деятельности. С середины XIX века он сосредоточился на преподавательской работе в Академии художеств. В 1842 году Брюллов получил звание профессора первой степени, в 1854 году стал заслуженным профессором. В 1871 году архитектор ушёл в отставку, продолжая оставаться членом Совета Академии.
17. Архитектор Максимилиан Месмахер
Максимилиан Егорович Месмахер (нем. Maximilian von Messmacher; 1842—1906) — российский архитектор, профессор Академии Художеств (1890), академик архитектуры (1872), автор многочисленных зданий в Москве и Санкт-Петербурге.
Казалось, что исполинский альбатрос распростер свои крылья над Санкт-Петербургом. Огромный стеклянный купол парил над домами в Соляном переулке, как морская птица, провожающая корабли. По соседству с Летним Садом и набережной Фонтанки вырос особняк, о котором говорили: "воздушный замок". Архитектор Максимилиан Месмахер создал его для Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица.
18. Зодчий Николай Гребёнка
Угол Невского проспекта и реки Мойки. Бывший Полицейский мост. Богатая история у этого места, а сколько имен у этого здания! Дом Чичерина, дом Елисеева, ДИСК, Талион… А многие петербуржцы, по старой памяти, все еще говорят: "Это дом, где был кинотеатр "Баррикада". Так было и в то время, когда архитектор Николай Гребёнка впервые переступил порог этого дома, чтобы приступить к его перестройке для нового владельца - купца Степана Елисеева.
19. Зодчие Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Антонио Ринальди и Иван Старов
Князь-Владимирский собор на петербургской стороне далеко не сразу был освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. Более 40 лет шло строительство храма… За это время сменяли друг друга правители, входили в моду и устаревали, освобождая место новым, архитектурные стили; менялись, словно подхватывая эстафету и зодчие, работавшие над его проектами. Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Антонио Ринальди и Иван Старов - каждый из них внес свою часть старания и таланта в нынешний облик храма. О судьбе собора и архитекторов, строивших его, расскажут настоятель собора отец Владимир, историк архитектуры Валерий Исаченко, историк Сергей Фирсов.
20. Архитекторы Александр Пель и Роберт Гёдике
Особняк Паскевича-Эриванского. Особняки на Английской набережной Санкт-Петербурга - малые дворцы столичной знати. Внешне сдержанные, почти неприметные, внутри они таят настоящие архитектурные сокровища, сказочные интерьеры, в которых порой происходили удивительные истории. Один из таких особняков - дом Ивана Паскевича-Эриванского - здание необыкновенное, почти мистическое. А строили его два архитектора, учитель и ученик - Александр Пель и Роберт Гёдике - и в жизни каждого из них этот особняк сыграл особую роль.
21. Зодчий Александр Красовский
Особняк Павла Григорьевича фон Дервиза на Английской набережной зодчего Александра Красовского. Облик дворца сохранил авторский замысел архитектора до наших дней. Биография А.Красовского необычна. Его отец был крепостным художником, который смог выкупить себя из крепости буквально за несколько месяцев до отмены крепостного права. Необычна и биография представителей семьи Дервизов. Все они прославились широкой благотворительной деятельностью, отчего прослыли в обществе чудаками. В программе принимают участие внук архитектора Александра Красовского - Александр Гутан, правнук хозяина особняка - художник Петр Татарников, историк искусства Т. Соловьева.
22. Зодчий Федор Лидваль
Фредерик Лидваль - однин из крупнейших зодчих Санкт-Петербурга начала двадцатого века. В своей плодотворной, насыщенной творческой деятельности он сочетал необычайно тонкого взыскательного художника-архитектора и опытного строителя и организатора. Широтой творческого диапазона, умелым применением передовых градостроительных принципов, эффективных строительных материалов Федор Иванович, в творчестве которого удачно сочетались черты петербургского модерна и неоклассики, превосходил большинство своих современников.
23. Зодчий Аполлон Щедрин
В конце 1828 года зодчему Аполлону Щедрину поручили приспособить здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове для нужд студенчества. Предстояли значительные переделки - строение по своей архитектуре напоминало торговые лавки Гостиного Двора с открытой аркадой второго этажа и самостоятельными входами в каждую коллегию. Работы затянулись на 10 лет. Их результатом стало совершенно новое здание, которое теперь лишь внешним обликом напоминает о далеком петровском времени. Программа рассказывает о жизни и творчестве архитектора Аполлона Щедрина в годы строительства главного здания Санкт-Петербургского университета. Участвуют: Игорь Дмитриев, директор Музея-архива Д.И. Менделеева, Игорь Тихонов, директор Музея истории Санкт-Петербургского государственного университета, художник Татьяна Ласка, директор Института искусств СПбГУ.
24. Архитектор Василий Свиньин
Крестьянский сын, родом из маленькой глухой деревеньки под Вяткой - Василий Свиньин и представить не мог, что когда-нибудь станет архитектором Высочайшего двора, любимцем царской семьи и притчей во языцех для всей столичной архитектурной элиты. Его будут славить и высмеивать, награждать и стыдить, но даже недруги признают - созданное Свиньиным здание Этнографического музея навсегда определило облик одной из красивейших площадей Петербурга - площади Искусств.
25. Зодчий Карл Росси. Сенат и Синод (2 часть)
Здание Сената и Синода – памятник архитектуры Санкт-Петербурга, получили свое название от государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительтсвующего Синода. С возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в реконструкции, в звязи с чем был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода. В конкурсе приняли участие Карл Росси, Василий Стасов, С. Шустов, А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. Глинка. Победу на конкурсе проектов одержал Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса — «придать зданию характер, соответствующий огромности площади». В объём здания Сената были органично включены части стен прежней постройки — дома Бестужева-Рюмина. Строительство здания Синода началось после выкупа в государственную казну дома купчихи Кусовниковой.
26. Александр Резанов
"Как он похож на флорентийское палаццо! - восхищались Владимирским дворцом жители северной столицы в конце XIX века, - этого стиля никто у нас раньше не пробовал... Главное - в его русских комнатах, где все - от стен, потолков, кафельных цветных печей и до последнего стула, стола и узорчатой гардины, сочинено Резановым с необыкновенной талантливостью и красотой". После окончания Академии художеств Александр Резанов путешествовал по Италии вместе с друзьями Бенуа и Кракау. Они восстанавливали готический собор в Орвието. Зодчий открыл для себя: очертания готического собора так близки древнерусским храмам. Об Орвиетском соборе напоминает и Владимирский дворец на набережной Невы.
27. Зодчий Тома де Томон (2 часть)
Дом графа Лаваля на Английской набережной. Мощью, величием и античным спокойствием пронизан весь его облик. Этот дом помнит многое. Но как знать, каким могло бы предстать в наши дни это здание, если бы однажды летним вечером 1805 года два разгоряченных вином господина не высадились из экипажа на Английской набережной… И не заспорили бы о вкусах и стилях… Одного звали граф Лаваль, другого архитектор Тома де Томон. Об архитекторе Жане Франсуа Тома де Томоне и его работе над особняком для семьи Лавалей - речь в программе. Участвуют архитектор Евгений Мочалин и искусствовед Елена Иванова.
28. Зодчие Фонтанки
До середины 18 века Фонтанка являлась юго-западной границей города. Первой постройкой, появившейся на берегу реки, был Летний дворец Петра I. Вскоре вдоль реки стали появляться усадьбы самых знатных и богатых петербуржцев, приглашавших для строительства своих дворцов таких выдающихся зодчих. Сегодня на набережных реки Фонтанки - десятки великолепно сохранившихся памятников русской архитектуры 18-19 веков. На одной из набережных Фонтанки, чуть выше уровня реки, установлен памятник легендарному Чижику-пыжику, знаменитое стихотворение о котором может, наверное, процитировать наизусть каждый.
29. Зодчие Михаил Земцов, Луиджи Руска, Эрнест Жибер, Ипполит Монигетти
Санкт Петербург - это город роскошных дворцов и усадеб, среди которых особенно выделяется Аничков дворец, построенный архитектором Михаилом Земцовым, как мемориал дворцовому елизаветинскому перевороту. На протяжении XVIII и XIX веков над дворцом трудились многие именитые архитекторы, среди которых: Луиджи Руска, Эрнест Жибер, Ипполит Монигетти. Но со временем дворец превратился в уютную петербургскую усадьбу для царской семьи, поэтому многие поколения семьи Романовых называли этот дворец - Аничков рай.
30. Зодчий Карл Росси. Елагиноостровский Дворец (3 часть)
Остров получил свое название от фамилии одного из его владельцев, директора придворного театра, обергофмейстера Ивана Перфильевича Елагина. При нем здесь началось каменное строительство, возведены павильоны для защиты от наводнений, выкопаны пруды и каналы... Также владельцами Елагина дворца в разное время были: граф Орлов, племянник знаменитого фаворита Екатерины II, император Александр I. Елагиным дворцом начинается эпоха больших ансамблей Карлла Росси, когда он будет преобразовывать центр Санкт-Петербурга и станет первым архитектором страны. В программе участвуют: главный хранитель парка Елагиноостровского дворца Светлана Штидт и историк искусства Юрий Соколов.
31. Зодчие Николай Ефимов и Василий Косяков
Новодевичий монастырь. Комплекс монастыря формировался в период со второй половины XIX по начало ХХ века. Самую большую роль в создании ансамбля сыграли два выдающихся российских архитектора: Николай Ефимов и Василий Косяков. Судьбу Николая Ефимова можно назвать удачной. В своем творчестве архитектор умело воплощал традиции древнерусского зодчества и внес большой вклад в развитие национального русского стиля. Василий Косяков, основная деятельность которого пришлась уже на начало ХХ века, был не только практиком. Он преподавал и вел исследования.
32. Зодчий Иван Фомин
На излучине Мойки, там, где набережная делает плавный поворот, повинуясь прихотливому течению реки, появился в начале XX века роскошный особняк… Этот дом стал последним столичным дворцом, который был построен в царской России, потом уже жизнь страны потекла совсем по иному руслу. Особняк Абамелек-Лазарева - называют его одни - по фамилии владельца, другие - дом архитектора Фомина. Этот дворец самим своим именем отражает дух противостояния заказчика и строителя. Этот конфликт вкусов и предпочтений оказался необыкновенно плодотворным… В программе участвует писатель Илья Киселев.
33. Зодчий Александр Степанов
"Особняк Румянцева". Архитектор Александр Степанов, лишь недавно окончивший Академию художеств, но уже заявивший о себе перестраивая некоторые интерьеры во дворце князя Юсупова, получил предложение от герцога Лейхтенбергского переделать приобретенный им дворец на Английской набережной. Сколько помнил себя молодой зодчий, особняк этот всегда называли Румянцевским, по имени самого знаменитого из прежних его владельцев – Николая Петровича Румянцева. Герцог купил этот дом в подарок своей молодой жене Зинаиде Богарне. Супружеская чета не скупилась, выделив на перестройку здания немалую сумму… В программе использованы материалы из личного архива Сергея Александровича Степанова, правнука архитектора.
34. Андрей Воронихин, Александр Постников, Самсон Суханов
"Горный институт". Колоннада Горного института на Васильевском острове – будто морские ворота Санкт-Петербурга. Крыша над ними – тяжелая, как гора. Древнегреческий храм науки на Невском берегу… Его построил архитектор Андрей Воронихин. Исполинские колонны для здания рубит из камня артель каменных дел мастера Самсона Суханова. Он выдумал способ раскалывать клиньями целые горы, будто дерево. Архитектор Александр Постников одевает в римские одежды колонный зал института...
35. Архитектор Карл Рахау
На углу Дворцовой набережной и Мраморного переулка стоит дворец Кантемира. Молдавский вельможа, "волошский господарь" Дмитрий Кантемир купил здесь участок. Дворец ему строил - Бартоломео Растрелли. А в семидесятых годах позапрошлого века бывший дворец Кантемира купил купец Громов. Богатейший промышленник, лесоторговец, он нанял для оформления интерьеров модного тогда архитектора - Карла Карловича Рахау…
36. Зодчий Смарагд Шустов
Программа посвящена архитектору Смарагду Логиновичу Шустову и построенному им в 20-х годах XIX века Каменноостровскому театру. Театр строили по уникальной технологии. Полностью деревянный, он был сложен из цельных бревен. Внутреннее убранство театра было выдержано в стиле высокого классицизма. В программе участвует историк архитектуры Тамара Николаева.
37. Зодчий Андрей Штакеншнейдер (2 часть)
О дворцах, созданных Андреем Штакеншнейдером, говорят: "он воскрешает небесные черты многих времен и пространств". Неподалеку от первого невского моста, император Николай I задумал построить дворец для сына - Великого князя Николая Николаевича. Почти десять лет будет создавать этот великокняжеский дом придворный архитектор Андрей Штакеншнейдер.
38. Зодчие Бартоломео Франческо Растрелли и Андрей Воронихин
Старейший частный дворец на Невском проспекте - дом богачей и меценатов графов Строгановых. Построенный иностранным графом де Растрелли и русским крепостным Андреем Воронихиным - этот роскошный дворец многолик. Первая частная картинная галерея, богатейшие научные кабинеты и мистический зал для собрания масонской ложи с окнами на Казанский собор - необыкновенные штрихи к портретам заказчиков и зодчих, увековеченных в камне.
01.Зодчий Леонтий Бенуа
Здание Певческой капеллы в Петербурге было построено архитектором Леонтием Бенуа. Как задумывался проект, почему решили строить капеллу именно на этом месте, какие службы расположились во дворах, - обо всем этом расскажут ведущий - артист Сергей Дрейден, художественный руководитель капеллы, народный артист СССР Владислав Чернушенко, искусствоведы Борис Кириков, Владимир Фролов.
02.Зодчий Андрей Воронихин
Казанский собор - архитектурный дебют Андрея Воронихина в Санк-Петербурге. Павел Первый велел построить собор за три года. Мартовским утром 1801 года Петербург потрясла весть - переворот! Павел Первый убит. Как новый император, Александр Первый, отнесется к замыслам отца? Но средства из казны уже получены. И, как только земля оттаяла, начали рыть котлован… Сколько "воды утекло" с тех пор! Мраморный пол храма лучится, отражая в своем рисунке небесные линии купола. Пространство храма, нанизанное на "пропетые" зодчим колоннады, кажется непостижимо просторным, как пространство жизни!..
03. Зодчий Джакомо Кваренги
За 37 лет пребывания в России итальянец Джакомо Кваренги успел немало: построить здание Академии Наук и Эрмитажный театр, дворец Юсуповых на Садовой улице и Мариинскую больницу на Литейном проспекте, здание Ассигнационного банка и дом Салтыкова-Гротена. Но лучшей постройкой всей своей жизни зодчий по праву считал Смольный институт благородных девиц. Программа расскажет о жизни замечательного зодчего и об этапах строительства Смольного, который первоначально возводился, как дом для одиноких вдов.
В передаче принимают участие: историки архитектуры Борис Кириков и Сергей Семенцов, архивист Ольга Крстич.
04. Архитектор Савва Чевакинский
О возведении архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским Николо-Богоявленского собора в Санкт-Петербурге. Этот храм - один из самых знаменитых в городе на Неве. Он построен не на государственные средства, а на народные пожертвования. Среди главных жертвователей - знаменитый заводчик Порфирий Демидов. Биографических сведений об архитекторе Чевакинском почти не сохранилось, архив его семьи погиб в пожаре, однако то что удалось найти, свидетельствует о человеке талантливом, преданном своему делу. Возведение собора стало для Чевакинского главным делом жизни. Здание построено в стиле русского барокко, утвердившегося в России в середине XVIII века. В программе принимают участие: настоятель собора, протоиерей Богдан Сойко, иерей Григорий Евтушенко, историк искусства Юрий Соколов.
05. Зодчий Альберт Кавос
Ныне основательно забытый, в середине XIX века архитектор Альберт Кавос считался самым известным теоретиком театральной архитектуры в мире. Инженер по образованию, Кавос разработал уникальную методику конструирования театральных залов. Помпезный зал Большого театра в Москве, изысканный зал Михайловского театра в Петербурге - работы Кавоса. Но вершина его творчества - легендарный Мариинский театр.
06. Зодчий Лео фон Кленце
Есть ли у нас в Санкт-Петербурге хотя бы одно здание, которое было построено по переписке? "Как это, - удивится внимательный зритель, - разве такое возможно"? Оказывается, возможно. Именно такой случай произошел со зданием Нового Эрмитажа, которое построил архитектор Лео фон Кленце. Мы сейчас и представить не можем нашего города без знаменитых атлантов, поддерживающих портик главного входа, но были времена, когда об их существовании никто не подозревал. Как же это строительство по переписке происходило, расскажут главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин и старший научный сотрудник Эрмитажа М. Ильина. Текст за кадром читает артист Сергей Дрейден.
07. Александр Кокоринов
Александр Кокоринов - один из архитекторов Академии художеств, прожил яркую, но короткую жизнь. Проект Академии рождался в атмосфере больших надежд. Здание должно было стать образцом эстетики и вкуса - ведь здесь будут формироваться суждения о прекрасном и дурном в искусстве. Мировая практика не знала примеров строительства подобного учебного здания. Увы, замысел архитектора не только не был реализован полностью, но сам он не дожил до окончания строительства. Скоропостижная и загадочная смерть оборвала жизнь талантливого зодчего. В программе принимают участие: ректор Института им. Репина Семен Михайловский, художник-монументалист Иван Уралов, искусствовед Екатерина Савинова.
08. Зодчий Альфред Парланд
Кажется, только чудом мог оказаться в центре Санкт-Петербурга храм Воскресения Христова. Его облик - восхитительная цитата из допетровской Руси: фигурные наличники, кокошники, изразцы… Второе имя у этой церкви - Спас на крови. Потому что храм стоит именно там, где в марте 1881 года разыгралась страшная трагедия - на набережной Екатерининского канала, обагренной кровью императора Александра Второго. Известие о гибели царя потрясло всю Россию. Александр Третий решил поставить в Санкт-Петербурге храм-памятник, исполненный в духе московско-ярославских церквей XVII столетия. А второе условие - та часть набережной, куда упал смертельно раненный император, должна оказаться под сводами церкви. Именно поэтому архитектору Альфреду Парланду пришлось поставить храм буквально над водой. Зодчий решился на смелый эксперимент. Он изменил береговую линию канала. Она выдвинулась в воду на 8 метров. Под храмом создали сплошную бетонную подушку...
09. Зодчий Александр Померанцев
Об одном из малых особняков, которые украшают периферийные улицы Санкт-Петербурга - дворце на Фурштадтской. Александр Померанцев строил особняк, прежде всего, как дом для жизни семьи. Мастер последнего этапа эклектики, просветитель, новатор в использовании современных строительных материалов и технологий, Померанцев сделал замечательную и быструю карьеру. За 10 лет от простого преподавателя до ректора Императорской Академии художеств. Круг его общения - это братья Васнецовы, композитор Римский-Корсаков, балерина Агриппина Ваганова, критик Владимир Васильевич Стасов, архитектор Щусев, художники Нестеров и Билибин. В программе участвуют: правнучка архитектора Елена Сорокина и историк искусства Юрий Соколов.
10. Зодчие Франческо Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Жан-Батист Леблон
Первый каменный дворец в Санкт-Петербурге был построен для князя Александра Даниловича Меншикова. Дворец стал местом ассамблей, приема послов и проведения свадеб знатных дворян. Глядя на это здание сегодня, не скажешь, что это творение трех архитекторов, приехавших из разных стран: итальянца Франческо Фонтаны, немца Иоганна Готфрида Шеделя и француза Жана-Батиста Леблона. Как же зодчим удалось создать такое гармоничное произведение в архитектуре? Об этом расскажут: историк архитектуры Екатерина Станюкович-Денисова; историк искусства, реставратор Юрий Трубинов; архитектор, автор проекта реставрации Меншиковского дворца Григорий Михайлов.
11. Зодчий Павел Сюзор
Его самой первой работой в Петербурге стал фасад здания Пробирной палаты на Казанской улице, 28. Авторству Сюзора принадлежит также создание площади со сквером в центре улицы, он же спроектировал соединяющий Пушкинскую улицу с Лиговским проспектом Лиговский переулок. Он преимущественно строит доходные дома, получая иногда заказы и на строительство производственных зданий, и даже церквей, например, в 1878-1879 годах проектирует и строит флигель и домовую церковь при богадельне Мещанского общества. Позднее Сюзор перестраивает здание конюшен Государственного коннозаводства, создает комплекс зданий больницы Французского благотворительного общества на 13-й линии 1884-1902 годы...
12. Зодчие Андрей Михайлов, Ипполит Монигетти, Андрей Белобородов
В середине XVIII века французский зодчий Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот создает на набережной Мойки дворец для Петра Шувалова. В 1830-м году усадьбу приобретают Юсуповы. Особняк перестраивает и «одевает» по последней моде архитектор Андрей Михайлов. В руках другого зодчего – Ипполита Монигетти, дворец преобразился, как первый «денди» в Санкт-Петербурге. В 1914 году Феликс Юсупов-мл. приглашает во дворец начинающего архитектора Андрея Белобородова. Зодчий показывает созданные им комнаты Александра Бенуа и тот говорит: «Эка, батюшка, и намудрили вы здесь. Это просто рокамболь какой-то. Что-нибудь здесь да и произойдет». Пророческие слова!
13. Зодчий Гавриил Барановский
Преподаватель, издатель, энциклопедист, один из самых прогрессивных русский архитекторов начала XX века, Гавриил Барановский оставил после себя множество удивительных зданий и одну единственную фотографию. Судьба этого революционера от архитектуры - череда споров и скандалов, восторгов и побед. Барановский долгое время слыл мастером "помпезного модерна". Сломать этот стереотип оказалось не просто. Но Барановскому удалось. Он возводит дом для Русского географического общества, приют путешественников - необыкновенное здание, полное загадочного очарования и смелых архитектурных находок.
14. Зодчие Карл Шмидт, Владимир Чагин, Василий Шёне
Дом Кельха выделялся среди других особняков, которых на Сергиевской улице было много. Это аристократический район, который формировался именно в конце XIX века. Дома покупали богатейшие люди и главный образом не для того, чтобы строить заново, а чтобы перестроить, превратив зачастую обыкновенные здания в роскошные дворцы. Так поступила и чета Кельхов, приобретя в 1895 году особнячок греческого посла Кандеянаки. Для молодых архитекторов Василия Шёне и Владимира Чагина работа по перестройке особняка Кельха обернулась невероятной удачей... В программе участвуют внучка архитектора В.Шёне Татьяна Баскина и искусствовед Борис Кириков.
15. Зодчий Николай Львов
Зодчего Николая Львова, построившего дом-усадьбу для поэта Державина, современники называли "гением вкуса", "русским Леонардо", и в этом не было большого преувеличения. Поэт, архитектор, инженер, рисовальщик, член двух Российских Академий - Художеств и Наук, он свободно изъяснялся на всех европейских языках, музицировал на равных в ансамбле с профессионалами, одним из первых стал собирать русский фольклор, писал книги по истории Российского государства. О судьбе архитектора рассказывают: директор Всероссийского музея А.С.Пушкина Сергей Некрасов и праправнук зодчего, сотрудник музея-усадьба Г.Державина Сергей Дзюбанов.
16. Зодчий Александр Брюллов
О судьбе архитектора Александра Брюллова, брата великого живописца Карла Брюллова, о строительстве Михайловского театра и его реконструкции по проекту зодчего Альберта Кавоса. Самым значительным его произведением стала Пулковская астрономическая обсерватория Академии наук.
Александр Павлович Брюллов родился 29 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге в семье "академика орнаментной скульптуры" Павла Ивановича Брюлло. В январе 1810 года Александр вместе с братом Карлом был отдан на обучение в Академию художеств. Александр Брюллов впоследствии стал зодчим, а Карл Брюллов - художником. Из-за конфликтов с императором Александр Брюллов был вынужден отойти от активной строительной деятельности. С середины XIX века он сосредоточился на преподавательской работе в Академии художеств. В 1842 году Брюллов получил звание профессора первой степени, в 1854 году стал заслуженным профессором. В 1871 году архитектор ушёл в отставку, продолжая оставаться членом Совета Академии.
17. Архитектор Максимилиан Месмахер
Максимилиан Егорович Месмахер (нем. Maximilian von Messmacher; 1842—1906) — российский архитектор, профессор Академии Художеств (1890), академик архитектуры (1872), автор многочисленных зданий в Москве и Санкт-Петербурге.
Казалось, что исполинский альбатрос распростер свои крылья над Санкт-Петербургом. Огромный стеклянный купол парил над домами в Соляном переулке, как морская птица, провожающая корабли. По соседству с Летним Садом и набережной Фонтанки вырос особняк, о котором говорили: "воздушный замок". Архитектор Максимилиан Месмахер создал его для Музея Центрального училища технического рисования барона Штиглица.
18. Зодчий Николай Гребёнка
Угол Невского проспекта и реки Мойки. Бывший Полицейский мост. Богатая история у этого места, а сколько имен у этого здания! Дом Чичерина, дом Елисеева, ДИСК, Талион… А многие петербуржцы, по старой памяти, все еще говорят: "Это дом, где был кинотеатр "Баррикада". Так было и в то время, когда архитектор Николай Гребёнка впервые переступил порог этого дома, чтобы приступить к его перестройке для нового владельца - купца Степана Елисеева.
19. Зодчие Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Антонио Ринальди и Иван Старов
Князь-Владимирский собор на петербургской стороне далеко не сразу был освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира. Более 40 лет шло строительство храма… За это время сменяли друг друга правители, входили в моду и устаревали, освобождая место новым, архитектурные стили; менялись, словно подхватывая эстафету и зодчие, работавшие над его проектами. Михаил Земцов, Пьетро Трезини, Антонио Ринальди и Иван Старов - каждый из них внес свою часть старания и таланта в нынешний облик храма. О судьбе собора и архитекторов, строивших его, расскажут настоятель собора отец Владимир, историк архитектуры Валерий Исаченко, историк Сергей Фирсов.
20. Архитекторы Александр Пель и Роберт Гёдике
Особняк Паскевича-Эриванского. Особняки на Английской набережной Санкт-Петербурга - малые дворцы столичной знати. Внешне сдержанные, почти неприметные, внутри они таят настоящие архитектурные сокровища, сказочные интерьеры, в которых порой происходили удивительные истории. Один из таких особняков - дом Ивана Паскевича-Эриванского - здание необыкновенное, почти мистическое. А строили его два архитектора, учитель и ученик - Александр Пель и Роберт Гёдике - и в жизни каждого из них этот особняк сыграл особую роль.
21. Зодчий Александр Красовский
Особняк Павла Григорьевича фон Дервиза на Английской набережной зодчего Александра Красовского. Облик дворца сохранил авторский замысел архитектора до наших дней. Биография А.Красовского необычна. Его отец был крепостным художником, который смог выкупить себя из крепости буквально за несколько месяцев до отмены крепостного права. Необычна и биография представителей семьи Дервизов. Все они прославились широкой благотворительной деятельностью, отчего прослыли в обществе чудаками. В программе принимают участие внук архитектора Александра Красовского - Александр Гутан, правнук хозяина особняка - художник Петр Татарников, историк искусства Т. Соловьева.
22. Зодчий Федор Лидваль
Фредерик Лидваль - однин из крупнейших зодчих Санкт-Петербурга начала двадцатого века. В своей плодотворной, насыщенной творческой деятельности он сочетал необычайно тонкого взыскательного художника-архитектора и опытного строителя и организатора. Широтой творческого диапазона, умелым применением передовых градостроительных принципов, эффективных строительных материалов Федор Иванович, в творчестве которого удачно сочетались черты петербургского модерна и неоклассики, превосходил большинство своих современников.
23. Зодчий Аполлон Щедрин
В конце 1828 года зодчему Аполлону Щедрину поручили приспособить здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове для нужд студенчества. Предстояли значительные переделки - строение по своей архитектуре напоминало торговые лавки Гостиного Двора с открытой аркадой второго этажа и самостоятельными входами в каждую коллегию. Работы затянулись на 10 лет. Их результатом стало совершенно новое здание, которое теперь лишь внешним обликом напоминает о далеком петровском времени. Программа рассказывает о жизни и творчестве архитектора Аполлона Щедрина в годы строительства главного здания Санкт-Петербургского университета. Участвуют: Игорь Дмитриев, директор Музея-архива Д.И. Менделеева, Игорь Тихонов, директор Музея истории Санкт-Петербургского государственного университета, художник Татьяна Ласка, директор Института искусств СПбГУ.
24. Архитектор Василий Свиньин
Крестьянский сын, родом из маленькой глухой деревеньки под Вяткой - Василий Свиньин и представить не мог, что когда-нибудь станет архитектором Высочайшего двора, любимцем царской семьи и притчей во языцех для всей столичной архитектурной элиты. Его будут славить и высмеивать, награждать и стыдить, но даже недруги признают - созданное Свиньиным здание Этнографического музея навсегда определило облик одной из красивейших площадей Петербурга - площади Искусств.
25. Зодчий Карл Росси. Сенат и Синод (2 часть)
Здание Сената и Синода – памятник архитектуры Санкт-Петербурга, получили свое название от государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительтсвующего Синода. С возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в реконструкции, в звязи с чем был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода. В конкурсе приняли участие Карл Росси, Василий Стасов, С. Шустов, А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. Глинка. Победу на конкурсе проектов одержал Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса — «придать зданию характер, соответствующий огромности площади». В объём здания Сената были органично включены части стен прежней постройки — дома Бестужева-Рюмина. Строительство здания Синода началось после выкупа в государственную казну дома купчихи Кусовниковой.
26. Александр Резанов
"Как он похож на флорентийское палаццо! - восхищались Владимирским дворцом жители северной столицы в конце XIX века, - этого стиля никто у нас раньше не пробовал... Главное - в его русских комнатах, где все - от стен, потолков, кафельных цветных печей и до последнего стула, стола и узорчатой гардины, сочинено Резановым с необыкновенной талантливостью и красотой". После окончания Академии художеств Александр Резанов путешествовал по Италии вместе с друзьями Бенуа и Кракау. Они восстанавливали готический собор в Орвието. Зодчий открыл для себя: очертания готического собора так близки древнерусским храмам. Об Орвиетском соборе напоминает и Владимирский дворец на набережной Невы.
27. Зодчий Тома де Томон (2 часть)
Дом графа Лаваля на Английской набережной. Мощью, величием и античным спокойствием пронизан весь его облик. Этот дом помнит многое. Но как знать, каким могло бы предстать в наши дни это здание, если бы однажды летним вечером 1805 года два разгоряченных вином господина не высадились из экипажа на Английской набережной… И не заспорили бы о вкусах и стилях… Одного звали граф Лаваль, другого архитектор Тома де Томон. Об архитекторе Жане Франсуа Тома де Томоне и его работе над особняком для семьи Лавалей - речь в программе. Участвуют архитектор Евгений Мочалин и искусствовед Елена Иванова.
28. Зодчие Фонтанки
До середины 18 века Фонтанка являлась юго-западной границей города. Первой постройкой, появившейся на берегу реки, был Летний дворец Петра I. Вскоре вдоль реки стали появляться усадьбы самых знатных и богатых петербуржцев, приглашавших для строительства своих дворцов таких выдающихся зодчих. Сегодня на набережных реки Фонтанки - десятки великолепно сохранившихся памятников русской архитектуры 18-19 веков. На одной из набережных Фонтанки, чуть выше уровня реки, установлен памятник легендарному Чижику-пыжику, знаменитое стихотворение о котором может, наверное, процитировать наизусть каждый.
29. Зодчие Михаил Земцов, Луиджи Руска, Эрнест Жибер, Ипполит Монигетти
Санкт Петербург - это город роскошных дворцов и усадеб, среди которых особенно выделяется Аничков дворец, построенный архитектором Михаилом Земцовым, как мемориал дворцовому елизаветинскому перевороту. На протяжении XVIII и XIX веков над дворцом трудились многие именитые архитекторы, среди которых: Луиджи Руска, Эрнест Жибер, Ипполит Монигетти. Но со временем дворец превратился в уютную петербургскую усадьбу для царской семьи, поэтому многие поколения семьи Романовых называли этот дворец - Аничков рай.
30. Зодчий Карл Росси. Елагиноостровский Дворец (3 часть)
Остров получил свое название от фамилии одного из его владельцев, директора придворного театра, обергофмейстера Ивана Перфильевича Елагина. При нем здесь началось каменное строительство, возведены павильоны для защиты от наводнений, выкопаны пруды и каналы... Также владельцами Елагина дворца в разное время были: граф Орлов, племянник знаменитого фаворита Екатерины II, император Александр I. Елагиным дворцом начинается эпоха больших ансамблей Карлла Росси, когда он будет преобразовывать центр Санкт-Петербурга и станет первым архитектором страны. В программе участвуют: главный хранитель парка Елагиноостровского дворца Светлана Штидт и историк искусства Юрий Соколов.
31. Зодчие Николай Ефимов и Василий Косяков
Новодевичий монастырь. Комплекс монастыря формировался в период со второй половины XIX по начало ХХ века. Самую большую роль в создании ансамбля сыграли два выдающихся российских архитектора: Николай Ефимов и Василий Косяков. Судьбу Николая Ефимова можно назвать удачной. В своем творчестве архитектор умело воплощал традиции древнерусского зодчества и внес большой вклад в развитие национального русского стиля. Василий Косяков, основная деятельность которого пришлась уже на начало ХХ века, был не только практиком. Он преподавал и вел исследования.
32. Зодчий Иван Фомин
На излучине Мойки, там, где набережная делает плавный поворот, повинуясь прихотливому течению реки, появился в начале XX века роскошный особняк… Этот дом стал последним столичным дворцом, который был построен в царской России, потом уже жизнь страны потекла совсем по иному руслу. Особняк Абамелек-Лазарева - называют его одни - по фамилии владельца, другие - дом архитектора Фомина. Этот дворец самим своим именем отражает дух противостояния заказчика и строителя. Этот конфликт вкусов и предпочтений оказался необыкновенно плодотворным… В программе участвует писатель Илья Киселев.
33. Зодчий Александр Степанов
"Особняк Румянцева". Архитектор Александр Степанов, лишь недавно окончивший Академию художеств, но уже заявивший о себе перестраивая некоторые интерьеры во дворце князя Юсупова, получил предложение от герцога Лейхтенбергского переделать приобретенный им дворец на Английской набережной. Сколько помнил себя молодой зодчий, особняк этот всегда называли Румянцевским, по имени самого знаменитого из прежних его владельцев – Николая Петровича Румянцева. Герцог купил этот дом в подарок своей молодой жене Зинаиде Богарне. Супружеская чета не скупилась, выделив на перестройку здания немалую сумму… В программе использованы материалы из личного архива Сергея Александровича Степанова, правнука архитектора.
34. Андрей Воронихин, Александр Постников, Самсон Суханов
"Горный институт". Колоннада Горного института на Васильевском острове – будто морские ворота Санкт-Петербурга. Крыша над ними – тяжелая, как гора. Древнегреческий храм науки на Невском берегу… Его построил архитектор Андрей Воронихин. Исполинские колонны для здания рубит из камня артель каменных дел мастера Самсона Суханова. Он выдумал способ раскалывать клиньями целые горы, будто дерево. Архитектор Александр Постников одевает в римские одежды колонный зал института...
35. Архитектор Карл Рахау
На углу Дворцовой набережной и Мраморного переулка стоит дворец Кантемира. Молдавский вельможа, "волошский господарь" Дмитрий Кантемир купил здесь участок. Дворец ему строил - Бартоломео Растрелли. А в семидесятых годах позапрошлого века бывший дворец Кантемира купил купец Громов. Богатейший промышленник, лесоторговец, он нанял для оформления интерьеров модного тогда архитектора - Карла Карловича Рахау…
36. Зодчий Смарагд Шустов
Программа посвящена архитектору Смарагду Логиновичу Шустову и построенному им в 20-х годах XIX века Каменноостровскому театру. Театр строили по уникальной технологии. Полностью деревянный, он был сложен из цельных бревен. Внутреннее убранство театра было выдержано в стиле высокого классицизма. В программе участвует историк архитектуры Тамара Николаева.
37. Зодчий Андрей Штакеншнейдер (2 часть)
О дворцах, созданных Андреем Штакеншнейдером, говорят: "он воскрешает небесные черты многих времен и пространств". Неподалеку от первого невского моста, император Николай I задумал построить дворец для сына - Великого князя Николая Николаевича. Почти десять лет будет создавать этот великокняжеский дом придворный архитектор Андрей Штакеншнейдер.
38. Зодчие Бартоломео Франческо Растрелли и Андрей Воронихин
Старейший частный дворец на Невском проспекте - дом богачей и меценатов графов Строгановых. Построенный иностранным графом де Растрелли и русским крепостным Андреем Воронихиным - этот роскошный дворец многолик. Первая частная картинная галерея, богатейшие научные кабинеты и мистический зал для собрания масонской ложи с окнами на Казанский собор - необыкновенные штрихи к портретам заказчиков и зодчих, увековеченных в камне.