08
янв
2013

Красуйся, град Петров... (1 сезон: 1-12 фильмы из 12) (2011)

Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: SATRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия, ВГТРК "Санкт-Петербург"
Режиссер: Михаил Трофимов, Ольга Высоцкая, Наталья Сергеева, Татьяна Малышева, Наталия Урвачева, Людмила Гладкова, Евгений Румянцев, Надежда Виноградова, Елена Плугатырева
Жанр: документальный, познавательный, история, архитектура, культура, биография, искусство, живопись
Продолжительность: 12 х ~ 00:25:45
Год выпуска: 2011
Описание:
"Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побежденная стихия" (А. С. Пушкин, «Медный всадник»). Именно эти слова взяты для названия нового документального сериала, рассказывающего о неповторимых архитектурных достопримечательностях Санкт-Петербурга. Это путешествие во времени и пространстве, рассказы о зданиях, мостах, улицах.. И о людях, создавших их и воплотивших свои идеи в жизнь, о зодчих - Доминико Трезини, Карле Росси, Вильям Гесте, Тома де Томон и многих других, чьи имена остались увековеченными в их архитектурных произведениях. У каждого из них - своя история.

Видео: 704x528 (1.33:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~1485 kbps avg, 0.27 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Тех. данные всех файлов идентичны.

Доп. информация:

Описание
01. Мосты
У каждого разводного невского моста - своя сольная партия. Они гордо взмахивают своими крыльями - и это представление повторяется каждую ночь с весны до осени. Говорят, Нева, как зодчий, создает свой Санкт-Петербург. Здесь, на набережных, она - главный архитектор города. У каждого старинного петербургского моста - свои легенды, своя судьба. Аничков прославился великолепными скульптурами Клодта. В начале 19-го века появились цепные мосты. Грифонам с позолоченными крыльями доверили цепи Банковского моста, а на Львином - цепи держат львы… Архитектор Вильям Гесте навел чугунные мосты через Мойку. В те времена так не строили и в Европе. Кажется, что вереница мостов и дворцов на набережных - воздушное кружево тончайшей работы. А бессонный шелест невской волны звучит для Санкт-Петербурга, как "звон путеводной ноты".

02. Зодчий Доминико Трезини (Доминико Трезини)
Как Петропавловская крепость оказалась в самом центре Санкт-Петербурга? 1703 год. Идет Северная война. Петр Первый берет штурмом шведские крепости. Вот он - желанный выход в море! Но его нужно защищать. Где же поставить крепость? Петр отправляется по Неве, чтобы изучить фарватер. И, к вечеру он пристает к острову посреди реки. Местные жители называли его Енисаари - Заячий. С острова простреливаются оба рукава Невы и корабли с высокими мачтами видны издалека. Архитектора Доминико Трезини пригласили в Россию, как военного инженера, в разгар Северной войны. Он подписал контракт, в котором оговаривалось, что "если воздух зело жесток будет здравию его, вредный, ему вольно ехать, куда он похощет"… Но он навсегда остался на Невских берегах и построил Петропавловскую крепость, Собор святых апостолов Петра и Павла и колокольню с ангелом. На островах в дельте Невы вырос царственный город Петра. Петербург стал кораблем, на котором Петр собирался войти в Европу. Но сначала появилась Петропавловская крепость. Говорят, если бы сохранились все чертежи Доминико Трезини, можно было бы представить лицо Петербурга петровского времени.

03. Зодчий Росси
Выпуск программы посвящен выдающемуся зодчему Карлу Росси и его Театральному ансамблю. Мы расскажем о судьбе архитектора, его жизни и заботах именно в том времени, когда строился этот грандиозный ансамбль. Имя Карла Росси, или как его называли в России, Карла Ивановича Росси долгое время пребывало в забвении, поэтому свидетельств о его частной жизни сохранилось немного. Однако некоторые документы позволяют нам восстановить черты характера и личности архитектора, его взаимоотношений с императором, с коллегами архитекторами, с мастерами и рабочими , на которых он опирался, сооружая свои великолепные ансамбли. Росси привнес в Петербург новое ощущение пространства, которого до него не было. В русской архитектуре фигуру, равную Росси, трудно назвать до сегодняшнего времени. В программе принимают участие: историк архитектуры Семен Михайловский и театральный историк, театровед Анатолий Чепуров.

04. Тома де Томон
Торговый порт переместился на Стрелку с Петербургской стороны еще в последние годы царствования Петра I. И уже тогда здесь замелькали флаги всех государств и закипели страсти оптовых торгов. Когда в 1800 году французский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон впервые увидел Петербург, его поразила картина порта: шум, суета и теснота. С ненадежных дощатых пристаней срывались бочки, падали в воду тюки с поклажей, грозя купцам немалыми убытками. Как призрак на топком болотистом берегу мрачно высилась недостроенная Биржа Кваренги. И тогда Тома де Томон предложил свой проект новой Биржи.
В программе принимают участие: сотрудник военно-морского музея Сергей Кривоносов, историки архитектуры Елена Боровская, Борис Кириков и Валерий Шевченко.

05. Зодчий Василий Стасов
Василий Петрович Стасов прокладывал новые пути в зодчестве, он был архитектором периода, который у нас называли русским ампиром. Ему удалось, восстановить после пожаров не одно здание в Петербурге: Царскосельский дворец, а потом Зимний дворец, построенные Растрелли. Но Спасо-Преображенский собор В.П. Стасов строил фактически заново на месте сгоревшего более древнего варианта. В ограде собора архитектор использовал военные трофеи, турецкие пушки, захваченные во время победоносной войны России с Турцией. В программе участвуют: иерей Спасо-Преображенского собора, отец Сергий Савченков и историк искусства Николай Микишатьев.

06. Зодчий, Огюст Монферран
Программа посвящена архитектору, французу по происхождению, Огюсту Монферрану, который прославил свое имя строительством Исаакиевского Собора. Несмотря на выдающееся дарование, у Монферрана были сложные отношения с Комитетом по градостроительству, с императорами Александром I и Николаем I и архитекторами, которые работали в это время в Петербурге. Речь в программе пойдет и о личной судьбе Монферрана.

07. Зодчий Винченцо Бренна
"Забвенью брошенный дворец…", - с горечью назовет Александр Сергеевич Пушкин замок, который создал в Санкт-Петербурге итальянский зодчий Винченцо Бренна по заказу Павла Первого. Какая богатая "палитра" была в руках у главного архитектора Михайловского замка! Однако молодой император Александр Первый решительно изгонял из своей жизни все, что напоминало бы ему о страшной кончине отца. Уже 19 марта 1801 года новый император подписал указ: "Приостановить отделку залов…" в Михайловском замке. Отсюда выносили золоченую мебель, вырезали бархатные драпировки, выламывали паркет… Узнав об этом, Винченцо Бренна едва не сошел с ума от горя.

08. Зодчий Иван Старов
Передача рассказывает о судьбе архитектора Ивана Старова в годы строительства дворца для светлейшего князя Потемкина Таврический дворец должен был стать архитектурной одой военному гению Потемкина и русскому оружию, давшему стране выход к черноморским берегам, а стал образцом дворянского усадебного строительства: портик, купол над входом и два флигеля. В программе принимают участие: архитектор Никита Явейн, историк архитектуры Борис Кириков, генеральный секретарь МПА СНГ Михаил Кротов.

09. Зодчий Андрей Штакеншнейдер
Мариинский - первый дворец, созданный в Санкт-Петербурге архитектором Андреем Штакеншнейдером. Петербуржцы недоумевали: зодчему всего 36 лет, а уже царский заказ! Многих смутил строгий серый фасад дворца - ни пестрых украшений, ни тяжелых кариатид, все просто, даже "сурово". Но открываются ясеневые двери и гости в изумлении: перед ними - итальянское палаццо. Стиль дворцов Андрея Штакеншнейдера окрестили эклектикой. Зодчий строил дворцы так, будто жил во времена барокко, готики, ренессанса…

10. Зодчий Бартоломео Растрелли
Начиная с петровских времен, на набережной Санкт-Петербурга, был построен не один зимний дворец. Менялись императоры, менялись вкусы, менялись и требования. Зимние дворцы возникали и разрушались. Идея построить дворец небывалого масштаба принадлежала архитектору Растрелли. Он полагал, что прежний уже не соответствовал своему назначению - императорской резиденции великой державы. Известный авантюрист Маркиз де Кюстин, побывав в Петербурге, говорил: "Зимний поражает, ибо по размерам своим он равен Лувру и Тюильри, вместе взятым". Постройка Растрелли в этом плане обладает колоссальнейшим запасом эмоциональной прочности и до сих пор сочетается с образом великой державы. В программе принимают участие: искусствоведы Юрий Соколов, Людмила Воронихина, Лев Летягин.

11. Зодчий Александр Пель
Из архитектурного наследия Александра Христофоровича Пеля до наших дней дошла только десятая часть, хотя в его послужном списке значится более полутысячи построек. Его называли зодчим Литейной части. Именно там он работал больше всего, в основном возводя доходные дома. В передаче рассказывается об одном из самых ранних произведений зодчего - особняке Гагарина - Половцова ныне Доме архитектора. Ничем особенным в ряду других по Большой Морской этот дом не выделяется, хотя и был он построен в двух шагах от Исаакиевского собора и Мариинского дворца. Но обманчивая скромность особняка таила неожиданное. Стоило зайти, подняться по парадной лестнице и глазам представали роскошные и замысловатые интерьеры давно минувших веков… В передаче принимают участие: историк архитектуры Борис Кириков; президент Санкт-Петербургского Союза архитекторов, вице-президент Союза архитекторов Российской Федерации, народный архитектор России Владимир Попов и потомок семьи Пелей - Наталия Пиценко.

12. Зодчий Антонио Ринальди
Своими творческими поисками Ринальди вместе с другими современными ему зодчими России вырабатывал принципы нового архитектурного стиля – классицизма, отразив одновременно тенденции барокко, переплавленные эстетикой классицизма в новую архитектоническую систему, в новые композиционные приемы и новый декор интерьеров. Вместе с тем Ринальди оставался мастером с ярко выраженной индивидуальностью. Его почерк виден сразу, легко узнается и читается в ринальдиевском каноне трактовки ордера, в свойственной только ему прорисовке деталей. Не случайно в литературу вошло такое выражение, как «цветок Ринальди». Велико значение творчества Ринальди в использовании синтеза искусств. Ринальди стал одним из первых представителей новой волны итальянских зодчих, которые во второй половине 18-го столетия нашли в России свою творческую родину. Лучшие произведения, которые определили значение зодчего в истории русской и мировой архитектуры, были созданы в Петербурге куда он приехал, зарекомендовав себя работой у графа Разумовского. В 1754 году Ринальди становится архитектором «малого двора», как тогда именовалось ближайшее окружение наследника престола – будущего императора Петра III, по предложению которого Ринальди начинает большие работы в Ораниенбауме, продолжавшиеся более двух десятилетий. Цикл первых ораниенбаумских работ стал прелюдией всего петербургского периода творчества зодчего. После воцарения Екатерины II Ринальди становится ведущим архитектором Петербурга. Он проектирует и возводит дворцы, триумфальные колонны, арки, храмы, театральные здания и другие сооружения. При этом Ринальди проявляет себя в равной степени и как создатель законченных дворцово-парковых ансамблей в Ораниенбауме, Гатчине, и как крупный градостроитель, сооружения которого стали определяющими доминантами композиционного развития центральных районов столицы.