28
дек
2018
дек
2018
Логика культурных форм и логика истории. Макросоциология предельных теорий (2017)
Год издания: 2017
Автор: Беляев В.А.
Жанр или тематика: монография, история
Издательство: М.: ЛЕНАНД
ISBN: 978-5-9710-4815-2
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 477
Описание: Монография представляет собой попытку прорисовать основания особой области исследования, которая связывает предельное теоретизирование (самым прямым выражением которого является философия) и логику исторических процессов. Поиск такой связи составляет главную задачу, которую автор ставит перед собой.
Автор предполагает, что предельные теории о мире и человеке являются ответами на важные жизненные вызовы. Причем часть этих вызовов идет от социально-системного существования человека. И эти вызовы должны быть связаны с социально-системным существованием прежде созданных предельных теорий. Для автора важно ответить на вопрос: каким образом социальное существование одних теорий создает вызовы, ответом на которые являются другие теории?
Автор отделяет «макросоциологию предельных теорий», которая исследует связь макросоциальных процессов с предельным теоретизированием, от «логики предельных теорий», которая должна исследовать связь этого теоретизирования со всем возможным спектром факторов. Также автор отделяет «логику предельных теорий» от «логики философии». Первая должна анализировать не только те варианты предельного мышления и чувствования, которые выражаются через философию, но и те, которые выражаются через другие формы культуры.
Автор рассматривает две фундаментальные стороны макросоциологии предельных теорий: сторону предельного теоретизирования и сторону социально-исторических процессов. Первая сторона должна показывать проявление исторических процессов в логике предельного теоретизирования. Вторая - проявление предельного теоретизирования в логике истории.
Основная часть работы является анализом оснований построения искомой логики. Здесь автор анализирует стратегические альтернативы позиций. В качестве конкретных примеров позиций, которые становятся объектом подробного анализа, автор берет работы Р. Коллинза, Н. С. Розова и А. Тойнби.
Утверждая глобальную роль модерна, автор выдвигает условную «логику модерна» в качестве главного объекта анализа на предмет связи предельного теоретизирования и макро-социальных процессов. Автор отдельно рассматривает про-модерновую и контрмодерновую стратегии рефлексии относительно связи модерна, предельного теоретизирования и истории.
Автор: Беляев В.А.
Жанр или тематика: монография, история
Издательство: М.: ЛЕНАНД
ISBN: 978-5-9710-4815-2
Язык: Русский
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 477
Описание: Монография представляет собой попытку прорисовать основания особой области исследования, которая связывает предельное теоретизирование (самым прямым выражением которого является философия) и логику исторических процессов. Поиск такой связи составляет главную задачу, которую автор ставит перед собой.
Автор предполагает, что предельные теории о мире и человеке являются ответами на важные жизненные вызовы. Причем часть этих вызовов идет от социально-системного существования человека. И эти вызовы должны быть связаны с социально-системным существованием прежде созданных предельных теорий. Для автора важно ответить на вопрос: каким образом социальное существование одних теорий создает вызовы, ответом на которые являются другие теории?
Автор отделяет «макросоциологию предельных теорий», которая исследует связь макросоциальных процессов с предельным теоретизированием, от «логики предельных теорий», которая должна исследовать связь этого теоретизирования со всем возможным спектром факторов. Также автор отделяет «логику предельных теорий» от «логики философии». Первая должна анализировать не только те варианты предельного мышления и чувствования, которые выражаются через философию, но и те, которые выражаются через другие формы культуры.
Автор рассматривает две фундаментальные стороны макросоциологии предельных теорий: сторону предельного теоретизирования и сторону социально-исторических процессов. Первая сторона должна показывать проявление исторических процессов в логике предельного теоретизирования. Вторая - проявление предельного теоретизирования в логике истории.
Основная часть работы является анализом оснований построения искомой логики. Здесь автор анализирует стратегические альтернативы позиций. В качестве конкретных примеров позиций, которые становятся объектом подробного анализа, автор берет работы Р. Коллинза, Н. С. Розова и А. Тойнби.
Утверждая глобальную роль модерна, автор выдвигает условную «логику модерна» в качестве главного объекта анализа на предмет связи предельного теоретизирования и макро-социальных процессов. Автор отдельно рассматривает про-модерновую и контрмодерновую стратегии рефлексии относительно связи модерна, предельного теоретизирования и истории.
Оглавление
Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны логики предельных теорий (через критику позиции Р.Коллинза)
От социологии философий к социологии предельных теорий
Принципы, через отрицание которых Коллинз обосновывает свою позицию
От социологии философий к социологии предельных теорий
Окончательное выражение принципов
От социологического реализма к рефлексивно-историческому реализму
От картезианского cogito к «социологическому» cogito
Логика cogito: между Античностью и Новым временем.
Логика нововременного cogito и логика нововременных социокультурных процессов
Декартовское cogito, социологическое cogito Коллинза и перспектива построения «открытого универсума».
Две линии построения «открытого универсума»: «открытая природа» и «открытое общество».
Эволюция самосознания модерна: от «открытой природы» к «открытому обществу»
Логика модерна, «методологическое естествознание» и коллинзовский вариант «конца истории»
Социологизм Коллинза и «освобождающе-объединяющая» революция модерна.
Контр-системность, контр-историзм и методологический монологизм позиции Коллинза
Коллинзовские социология философий и макросоциология: логика предельной рефлексии без макросоциальности и логика макросоциальности без предельной рефлексии
Математика и материализации социокультурных стратегий
Социальное конструирование математики, культурно-языковая относительность и логика модерна
Социальная форма математических сетей и логика «открытого» универсума. Авангардная роль математики и математического естествознания в логике социокультурных «прорывов» модерна
Математика как система отношений и переход модерна от «субстанциального универсума» к «функциональному универсуму»
Характер математических универсалий и интер-культурная стратегия модерна.
Эволюция представлений о математических объектах и эволюция самосознания модерна
«Наука быстрых открытий» и «посткультурная» социокультурная геометрия
«Философия» и «наука».
«Культура» и «посткультура».
«Посткультурная» и «научная» революции модерна.
«Наука быстрых открытий»: движение «к поверхности» и «по поверхности».
Экстенсивная и интенсивная формы науки
Наукогенная и техногенная стороны модерна, их системная взаимосвязь.
Развертывание «мира оборудования» как развертывание социокультурного пространства от мира объектов.
«Сети оборудования», «исторический материализм» и «наукогенно-техногенная» цивилизация
Диалектика развертывания наукогенного и техногенного горизонтов
«Наука быстрых открытий» и «культура быстрых изменений»
«Подрыв интеллектуальными сетями самих себя» и структурно-динамическая топология «посткультурного» пространства
«Культурная» и «посткультурная» стратегии в социокультурной реальности и предельной рефлексии. Позитивизм и контрпозитивизм.
Натуралистический и антропологический ракурсы посткультуры.
Антропоцентризм и контр-антропоцентризм.
Диалектический позитивизм и диалектическая посткультура.
Интердисциплинарность и интернациональность
Методологический монологизм и социологический позитивизм позиции Коллинза
Элитарное и массовое сознание.
Путь критики «инструментального разума» и социологизм рефлексии.
Путь к «объективной реальности» и секулярная эзотерика
«Университетская революция» и логика развертывания модерна
Программа социологии «университетской революции» и программа социологии предельных теорий модерна
Модерн между эмансипирующей дифференциацией и объединением.
Немецкая университетская революция и немецкая классическая культура
Интеллектуалы «частного назначения» и «общего назначения».
Противостояние тенденций эмансипации и контрэмансипации в предельном теоретизировании и социокультурных процессах
«Немецкое идеалистическое движение» в контексте модерна.
Немецкий идеализм и романтизм в контексте циклов «расколдовывание — заколдовывание».
«Логика отрицания отрицания» и диалектика «культурного - посткультурного».
Романтизм между контр-позитивистским модерном и контр-модерном
«Методологическое увеличение» Коллинза и сверх-сетевая логика развертывания предельной рефлексии.
Программа поиска инвариантов предельного теоретизирования
«Университетская революция» и институциональная революция модерна.
Университет как институт высшей «интеллектуальной навигации» и диалектика бесконечного «открывания мира».
Пафос преобразования мира и институциональность философии.
«Посткультурно-культурные» формы модерна.
Пафос преобразования мира и немецкая классическая философия
Университетская революция: логика борьбы за социальные места и логика утверждения новой философии и ее навигаторского положения
Кант как «идеолог университетской революции» и логика «мировой посткультурной революции»
Фихте как «идеолог университетской революции» и переход от посткультурной революции к контрреволюции
Гегель как «идеолог университетской революции» и возврат к «культурной» стратегии
Внешний слой причинности» университетской революции и взаимовлияние социокультурных полей.
Интеллектуальные сети, позиции и «логика времени».
Принципы соотношения логики предельных теорий и социально-исторической логики
Принцип связи социально-исторического мышления с «проблемами современности».
«Внеисторичность» позиции Коллинза
«Современный кризис философии» и «институциональные аспекты мышления»
Логика философствования и логика социокультурных систем. Философское участие в социокультурных трансформациях.
Логика модерна, про-модерновые и контр-модерновые стратегии философии.
Логика про-модерновой стратегии и логика позитивной науки.
Логика модерна и критика «идеологической» системы.
Принципы взаимосвязи логики предельного теоретизирования и логики социокультурных процессов
Необходимость связи логики предельного теоретизирования с логикой социальной системности.
Необходимость постановки «проблемы современности».
«Кризис современности», связанный с модерновой системой мира, как главная точка внимания.
Программа исследования «логики предельных теорий» относительно модерна
Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны социально-исторической логики
Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова). Периодизация истории и логика модерна
Предпосылки для периодизации всемирной истории (по Розову)
Соединяем теорию истории с логикой самой истории.
Логика связи «исторического бытия» и «исторического сознания».
Предварительные принципы социально-исторического теоретизирования
Стратегия Розова как стратегия модерна
Эволюция и конкуренция социальных «режимов» и «обществ».
Программа модерна и логика «режимов» и «обществ».
Про-модерновая и контр-модерновая стратегии.
Необходимость включения «логики модерна» в «логику истории»
Социально-историческая эволюция: внешние и внутренние факторы.
Рост влияния фактора «общественного сознания»
Фазы развития обществ и выделенная роль модерна
Анализ фаз развития обществ: от современности к началу истории.
Модерн как проект «открытого» социального универсума.
Модерн как проект «посткультурно-интеркультурной» социокультурной архитектуры.
Модерн как ответ на вызов негатива до-модерновой системы мира.
Логика модерна между логиками до-модерна и контр-модерна
Фундаментальные характеристики модерна как суммы направленностей к «новой эре».
По направлению к «постидеологическому» универсуму.
По направлению к «науке».
Авангардная роль «естествознания».
По направлению к «функциональному» универсуму
Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова).
Основания теоретической истории и логика модерна
Позиция Розова и позиция про-модернистского теоретика.
Исторический смысл современной актуализации позитивизма и постмодерна.
Необходимость методологической коммуникации с позитивизмом, пост-модерном и контр-модерном.
Необходимость четкой постановки исторического смысла модерна
Невозможность «внеисторического», безотносительно к ценностям разговора об истории.
Необходимость обоснования про-модерновой позиции как «исторического выбора» (ответа на систему исторических вызовов).
Методология теоретической истории и диалектическая логика «открывания» универсума
«Философия истории» и «теория истории» как альтернативы отношения к «смыслу истории». «Наука» как путь по ту сторону «смысла».
Логика «науки» и логика модерна.
Путь выяснение исторических метаморфоз «смысла»
«Теоретическая история» между «философией истории» и эмпирической историей.
Логика модерна, «про-научная» и «контр-научная» стратегии модерновой философии
Полемика Розова с Поппером, логика «открытого» социального универсума и логика модерна.
Необходимость «исторического» обоснования теоретической позиции относительно истории
Место «теоретической истории» среди социальных и исторических наук.
Предельные проектные стратегии и их исторические проекции.
Борьба проектов мира и «борьба за историю».
«Социология» против «культурологии»
Историческое сознание и «проблема ценностей».
«Этика ценностного сознания» и логика модерна.
Отделение «высших» ценностей от способа их социальной реализации.
Отделение принципов построения социально-системных стратегий от «ценностей».
Логика модерна и «стержневая логика» истории
Принципы построения «открытого» универсума истории на основе ценностной платформы теоретика
Факторы конституирования истории и теоретизирования об истории со стороны глобальных проблем.
До-модерн и контрмодерн как глобальные проблемы для про-модернового теоретика.
Современные глобальные проблемы как «реализационные» проблемы модерна
Проблема смысла истории.
Конкретные смыслы истории и стратегии построения смыслов.
Стратегия модерна и «открытый» смысл общества и истории.
Смыслы истории и проектность человеческого существования
Социально-историческая логика с точки зрения контр-модерниста (через критику позиции А.Тойнби)
«Диагноз нашего времени» относительно модерна: холизм против «индустриализма» и «позитивизма».
Модерн как проект и реализация «открытого» универсума.
Диалектика «закрытости» и «открытости».
Модерн как вторая редакция «мировой этической революции» христианства. Логика «мировой этической революции» и логика системной социальности
Основания методологии Тойнби: от «государств» к «обществам-цивилизациям».
Методологическая параллель: между Тойнби и Куном.
Методологическая контроверза: между Поппером и Куном.
От идеализма «открытого» общества и «открывающей» науки к реализму «закрытости»
Критика европоцентризма и модерновая постановка и решение «мировых проблем».
Возможность мировой авангардности модерна.
Методологическая симметрия по линии Поппер-Кун-Лакатос.
От реализма «парадигм» и «цивилизаций» к необходимости нового варианта универсальной постановки «открывания» универсума
Генезис «цивилизаций»: сила инерции как «негативный фактор» и логика динамизма.
«Внеисторичность» самообоснования позиции Тойнби.
Логика «открытого» универсума и логика модерна
Рост «цивилизаций».
«Индустриализм» и «внешняя экспансия» модерна как количественный и качественный (ответ на вызов) показатели.
«Контр-этерификация» модерна как ответ на «неадекватную этерификацию» до-модерна
Рост «цивилизаций» и отношения между «цивилизациями» и индивидами.
Стратегические самоопределения «цивилизаций» в этом отношении.
«Открытые» и «закрытые» общества и логика модерна.
Тойнби как неявный выразитель логики модерна.
Тойнби как Кун и как Поппер
Стратегические и тактические вызовы и ответы.
«Формации» и «цивилизации».
Стратегические инварианты и тактические вариации.
«Цивилизации» и их самосознания.
Концепция Тойнби как выражение модернового «научного» взгляда на мир.
«Формации» и «поколения цивилизаций»
Распад «цивилизаций»: утрата творческого потенциала правящим меньшинством или исчерпание внутренних возможностей системы?
«Универсальное государство»: свидетельство распада или «выравнивание системы»?
Распад «цивилизаций» и вызовы, которые создаются при этом.
Вызовы, создаваемые «цивилизациями второго поколения» и «высшие религии» как ответы на них.
Вызовы, создаваемые «цивилизациями третьего поколения» по размерностям «система - индивид» и «система - система», и варианты ответа на них.
Модерн как «цивилизация четвертого поколения» и новый проект объединения мира
Формы преодоления «раскола в душе».
«Цивилизация» как «система» и «проект».
Проектно-системная логика создания, роста и распада цивилизаций.
Стратегии рефлексии, соответствующие фазе распада.
«Мировая этическая революция» христианства, вызов негатива «цивилизаций третьего поколения» и «мировая этическая революция» модерна
«Высшие религии» «цивилизаций третьего поколения».
«Высшие религии» как «мировые этические революции».
«Мировая этическая революция» модерна и инверсия реализационной стратегии с религиозной на контр-религиозную
Логика империализма и логика «высших религий».
Империализм и «высшая религия» модерна.
Логика «мировых этических революций» против логики социальных систем.
«Посткультурно-интеркультурный» и «метакультурный» варианты ответа на вызов негатива «культурных различий».
Надломы модерна: путь к актуализации «высшей религии» или новые формы «войн цивилизаций»?
Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны логики предельных теорий (через критику позиции Р.Коллинза)
От социологии философий к социологии предельных теорий
Принципы, через отрицание которых Коллинз обосновывает свою позицию
От социологии философий к социологии предельных теорий
Окончательное выражение принципов
От социологического реализма к рефлексивно-историческому реализму
От картезианского cogito к «социологическому» cogito
Логика cogito: между Античностью и Новым временем.
Логика нововременного cogito и логика нововременных социокультурных процессов
Декартовское cogito, социологическое cogito Коллинза и перспектива построения «открытого универсума».
Две линии построения «открытого универсума»: «открытая природа» и «открытое общество».
Эволюция самосознания модерна: от «открытой природы» к «открытому обществу»
Логика модерна, «методологическое естествознание» и коллинзовский вариант «конца истории»
Социологизм Коллинза и «освобождающе-объединяющая» революция модерна.
Контр-системность, контр-историзм и методологический монологизм позиции Коллинза
Коллинзовские социология философий и макросоциология: логика предельной рефлексии без макросоциальности и логика макросоциальности без предельной рефлексии
Математика и материализации социокультурных стратегий
Социальное конструирование математики, культурно-языковая относительность и логика модерна
Социальная форма математических сетей и логика «открытого» универсума. Авангардная роль математики и математического естествознания в логике социокультурных «прорывов» модерна
Математика как система отношений и переход модерна от «субстанциального универсума» к «функциональному универсуму»
Характер математических универсалий и интер-культурная стратегия модерна.
Эволюция представлений о математических объектах и эволюция самосознания модерна
«Наука быстрых открытий» и «посткультурная» социокультурная геометрия
«Философия» и «наука».
«Культура» и «посткультура».
«Посткультурная» и «научная» революции модерна.
«Наука быстрых открытий»: движение «к поверхности» и «по поверхности».
Экстенсивная и интенсивная формы науки
Наукогенная и техногенная стороны модерна, их системная взаимосвязь.
Развертывание «мира оборудования» как развертывание социокультурного пространства от мира объектов.
«Сети оборудования», «исторический материализм» и «наукогенно-техногенная» цивилизация
Диалектика развертывания наукогенного и техногенного горизонтов
«Наука быстрых открытий» и «культура быстрых изменений»
«Подрыв интеллектуальными сетями самих себя» и структурно-динамическая топология «посткультурного» пространства
«Культурная» и «посткультурная» стратегии в социокультурной реальности и предельной рефлексии. Позитивизм и контрпозитивизм.
Натуралистический и антропологический ракурсы посткультуры.
Антропоцентризм и контр-антропоцентризм.
Диалектический позитивизм и диалектическая посткультура.
Интердисциплинарность и интернациональность
Методологический монологизм и социологический позитивизм позиции Коллинза
Элитарное и массовое сознание.
Путь критики «инструментального разума» и социологизм рефлексии.
Путь к «объективной реальности» и секулярная эзотерика
«Университетская революция» и логика развертывания модерна
Программа социологии «университетской революции» и программа социологии предельных теорий модерна
Модерн между эмансипирующей дифференциацией и объединением.
Немецкая университетская революция и немецкая классическая культура
Интеллектуалы «частного назначения» и «общего назначения».
Противостояние тенденций эмансипации и контрэмансипации в предельном теоретизировании и социокультурных процессах
«Немецкое идеалистическое движение» в контексте модерна.
Немецкий идеализм и романтизм в контексте циклов «расколдовывание — заколдовывание».
«Логика отрицания отрицания» и диалектика «культурного - посткультурного».
Романтизм между контр-позитивистским модерном и контр-модерном
«Методологическое увеличение» Коллинза и сверх-сетевая логика развертывания предельной рефлексии.
Программа поиска инвариантов предельного теоретизирования
«Университетская революция» и институциональная революция модерна.
Университет как институт высшей «интеллектуальной навигации» и диалектика бесконечного «открывания мира».
Пафос преобразования мира и институциональность философии.
«Посткультурно-культурные» формы модерна.
Пафос преобразования мира и немецкая классическая философия
Университетская революция: логика борьбы за социальные места и логика утверждения новой философии и ее навигаторского положения
Кант как «идеолог университетской революции» и логика «мировой посткультурной революции»
Фихте как «идеолог университетской революции» и переход от посткультурной революции к контрреволюции
Гегель как «идеолог университетской революции» и возврат к «культурной» стратегии
Внешний слой причинности» университетской революции и взаимовлияние социокультурных полей.
Интеллектуальные сети, позиции и «логика времени».
Принципы соотношения логики предельных теорий и социально-исторической логики
Принцип связи социально-исторического мышления с «проблемами современности».
«Внеисторичность» позиции Коллинза
«Современный кризис философии» и «институциональные аспекты мышления»
Логика философствования и логика социокультурных систем. Философское участие в социокультурных трансформациях.
Логика модерна, про-модерновые и контр-модерновые стратегии философии.
Логика про-модерновой стратегии и логика позитивной науки.
Логика модерна и критика «идеологической» системы.
Принципы взаимосвязи логики предельного теоретизирования и логики социокультурных процессов
Необходимость связи логики предельного теоретизирования с логикой социальной системности.
Необходимость постановки «проблемы современности».
«Кризис современности», связанный с модерновой системой мира, как главная точка внимания.
Программа исследования «логики предельных теорий» относительно модерна
Соотношение логики предельных теорий и социально-исторической логики: со стороны социально-исторической логики
Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова). Периодизация истории и логика модерна
Предпосылки для периодизации всемирной истории (по Розову)
Соединяем теорию истории с логикой самой истории.
Логика связи «исторического бытия» и «исторического сознания».
Предварительные принципы социально-исторического теоретизирования
Стратегия Розова как стратегия модерна
Эволюция и конкуренция социальных «режимов» и «обществ».
Программа модерна и логика «режимов» и «обществ».
Про-модерновая и контр-модерновая стратегии.
Необходимость включения «логики модерна» в «логику истории»
Социально-историческая эволюция: внешние и внутренние факторы.
Рост влияния фактора «общественного сознания»
Фазы развития обществ и выделенная роль модерна
Анализ фаз развития обществ: от современности к началу истории.
Модерн как проект «открытого» социального универсума.
Модерн как проект «посткультурно-интеркультурной» социокультурной архитектуры.
Модерн как ответ на вызов негатива до-модерновой системы мира.
Логика модерна между логиками до-модерна и контр-модерна
Фундаментальные характеристики модерна как суммы направленностей к «новой эре».
По направлению к «постидеологическому» универсуму.
По направлению к «науке».
Авангардная роль «естествознания».
По направлению к «функциональному» универсуму
Социально-историческая логика с точки зрения про-модерниста (через критику позиции Н.С.Розова).
Основания теоретической истории и логика модерна
Позиция Розова и позиция про-модернистского теоретика.
Исторический смысл современной актуализации позитивизма и постмодерна.
Необходимость методологической коммуникации с позитивизмом, пост-модерном и контр-модерном.
Необходимость четкой постановки исторического смысла модерна
Невозможность «внеисторического», безотносительно к ценностям разговора об истории.
Необходимость обоснования про-модерновой позиции как «исторического выбора» (ответа на систему исторических вызовов).
Методология теоретической истории и диалектическая логика «открывания» универсума
«Философия истории» и «теория истории» как альтернативы отношения к «смыслу истории». «Наука» как путь по ту сторону «смысла».
Логика «науки» и логика модерна.
Путь выяснение исторических метаморфоз «смысла»
«Теоретическая история» между «философией истории» и эмпирической историей.
Логика модерна, «про-научная» и «контр-научная» стратегии модерновой философии
Полемика Розова с Поппером, логика «открытого» социального универсума и логика модерна.
Необходимость «исторического» обоснования теоретической позиции относительно истории
Место «теоретической истории» среди социальных и исторических наук.
Предельные проектные стратегии и их исторические проекции.
Борьба проектов мира и «борьба за историю».
«Социология» против «культурологии»
Историческое сознание и «проблема ценностей».
«Этика ценностного сознания» и логика модерна.
Отделение «высших» ценностей от способа их социальной реализации.
Отделение принципов построения социально-системных стратегий от «ценностей».
Логика модерна и «стержневая логика» истории
Принципы построения «открытого» универсума истории на основе ценностной платформы теоретика
Факторы конституирования истории и теоретизирования об истории со стороны глобальных проблем.
До-модерн и контрмодерн как глобальные проблемы для про-модернового теоретика.
Современные глобальные проблемы как «реализационные» проблемы модерна
Проблема смысла истории.
Конкретные смыслы истории и стратегии построения смыслов.
Стратегия модерна и «открытый» смысл общества и истории.
Смыслы истории и проектность человеческого существования
Социально-историческая логика с точки зрения контр-модерниста (через критику позиции А.Тойнби)
«Диагноз нашего времени» относительно модерна: холизм против «индустриализма» и «позитивизма».
Модерн как проект и реализация «открытого» универсума.
Диалектика «закрытости» и «открытости».
Модерн как вторая редакция «мировой этической революции» христианства. Логика «мировой этической революции» и логика системной социальности
Основания методологии Тойнби: от «государств» к «обществам-цивилизациям».
Методологическая параллель: между Тойнби и Куном.
Методологическая контроверза: между Поппером и Куном.
От идеализма «открытого» общества и «открывающей» науки к реализму «закрытости»
Критика европоцентризма и модерновая постановка и решение «мировых проблем».
Возможность мировой авангардности модерна.
Методологическая симметрия по линии Поппер-Кун-Лакатос.
От реализма «парадигм» и «цивилизаций» к необходимости нового варианта универсальной постановки «открывания» универсума
Генезис «цивилизаций»: сила инерции как «негативный фактор» и логика динамизма.
«Внеисторичность» самообоснования позиции Тойнби.
Логика «открытого» универсума и логика модерна
Рост «цивилизаций».
«Индустриализм» и «внешняя экспансия» модерна как количественный и качественный (ответ на вызов) показатели.
«Контр-этерификация» модерна как ответ на «неадекватную этерификацию» до-модерна
Рост «цивилизаций» и отношения между «цивилизациями» и индивидами.
Стратегические самоопределения «цивилизаций» в этом отношении.
«Открытые» и «закрытые» общества и логика модерна.
Тойнби как неявный выразитель логики модерна.
Тойнби как Кун и как Поппер
Стратегические и тактические вызовы и ответы.
«Формации» и «цивилизации».
Стратегические инварианты и тактические вариации.
«Цивилизации» и их самосознания.
Концепция Тойнби как выражение модернового «научного» взгляда на мир.
«Формации» и «поколения цивилизаций»
Распад «цивилизаций»: утрата творческого потенциала правящим меньшинством или исчерпание внутренних возможностей системы?
«Универсальное государство»: свидетельство распада или «выравнивание системы»?
Распад «цивилизаций» и вызовы, которые создаются при этом.
Вызовы, создаваемые «цивилизациями второго поколения» и «высшие религии» как ответы на них.
Вызовы, создаваемые «цивилизациями третьего поколения» по размерностям «система - индивид» и «система - система», и варианты ответа на них.
Модерн как «цивилизация четвертого поколения» и новый проект объединения мира
Формы преодоления «раскола в душе».
«Цивилизация» как «система» и «проект».
Проектно-системная логика создания, роста и распада цивилизаций.
Стратегии рефлексии, соответствующие фазе распада.
«Мировая этическая революция» христианства, вызов негатива «цивилизаций третьего поколения» и «мировая этическая революция» модерна
«Высшие религии» «цивилизаций третьего поколения».
«Высшие религии» как «мировые этические революции».
«Мировая этическая революция» модерна и инверсия реализационной стратегии с религиозной на контр-религиозную
Логика империализма и логика «высших религий».
Империализм и «высшая религия» модерна.
Логика «мировых этических революций» против логики социальных систем.
«Посткультурно-интеркультурный» и «метакультурный» варианты ответа на вызов негатива «культурных различий».
Надломы модерна: путь к актуализации «высшей религии» или новые формы «войн цивилизаций»?
Похожие материалы
764.7 KB
Множества и логика (2017)7.9 MB
Логика (1987)1010.8 KB
Логика знаковых систем (1974)