05
дек
2018
дек
2018
Российские Пропилеи. Российский гений просвещения (2007)
Год: 2007
Автор: Щукин Василий
Жанр: Культурология
Издательство: М.: Российская политическая энциклопедия
ISBN: 5-8243-0772-5
Серия: Российские Пропилеи
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 608
Описание: Эта книга - первое отечественное издание трудов известного культуролога В.Щукина. Она посвящена проблемам русской культуры, русской мысли и русской литературы. В книге анализируется русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление, различные аспекты мифа дворянского гнезда как оазиса красоты, благородства, свободы и любви. Этот миф, начиная с эпохи романтизма, активно влиял на формирование самосознания русской интеллигенции, а впоследствии стал неотъемлемой частью национального сознания русского человека.
Автору книги близок методологический подход Гревса и Анциферова, которые при интерпретации явлений культуры делали упор на вживание в объект исследования через переживание и раскрытие его внутренней формы. Геокультурологический подход позволяет изучить сразу три аспекта данной проблемы: истинные реалии жизни помещиков, мифопоэтические образы, навеянные усадьбой, и художественные особенности литературных произведений, в которых изображены усадебные реалии. Автор исследует два принципиально отличающихся друг от друга уклада русской жизни, два комплекса этических и эстетических норм, которые условно можно определить как европейский и параазиатский уклады.
Автор: Щукин Василий
Жанр: Культурология
Издательство: М.: Российская политическая энциклопедия
ISBN: 5-8243-0772-5
Серия: Российские Пропилеи
Язык: Русский
Формат: PDF/DjVu
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 608
Описание: Эта книга - первое отечественное издание трудов известного культуролога В.Щукина. Она посвящена проблемам русской культуры, русской мысли и русской литературы. В книге анализируется русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление, различные аспекты мифа дворянского гнезда как оазиса красоты, благородства, свободы и любви. Этот миф, начиная с эпохи романтизма, активно влиял на формирование самосознания русской интеллигенции, а впоследствии стал неотъемлемой частью национального сознания русского человека.
Автору книги близок методологический подход Гревса и Анциферова, которые при интерпретации явлений культуры делали упор на вживание в объект исследования через переживание и раскрытие его внутренней формы. Геокультурологический подход позволяет изучить сразу три аспекта данной проблемы: истинные реалии жизни помещиков, мифопоэтические образы, навеянные усадьбой, и художественные особенности литературных произведений, в которых изображены усадебные реалии. Автор исследует два принципиально отличающихся друг от друга уклада русской жизни, два комплекса этических и эстетических норм, которые условно можно определить как европейский и параазиатский уклады.
Оглавление
Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление 5
Необходимые разъяснения 7
Вводные замечания 8
Глава I. Генезис 15
1. Русские европейцы и «лишние люди» 15
2. Чаадаев и романтическое западничество 20
3. Снятие романтизма 33
Глава II. Классическое западничество 52
1. Сущность и основные функции. Границы явления 52
2. Состав и структура 65
3. Идейно-аксиологический инвариант 71
4. Логика развития 94
Глава III . Историко-литературный аспект 107
Заключение 135
Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе 155
От автора 157
Метод и материал 159
В мире освоенных пространств 162
От геокультурологии к поэтике 178
Миф: неуловимая очевидность 193
Объем материала и ход исследования 205
Вертоград заключенный 219
Пространство и время усадьбы 249
Тургеневское гнездо и Обломовка 272
Усадебная повесть Тургенева 297
Усадебный текст русской литературы 316
У истоков усадебного текста 365
Метаморфозы эпохи катастроф 369
Дача как усадьба «железно-демократического» века 370
Чехов: рождение нового поэтического пространства 384
После Чехова 407
Вместо заключения 443
Библиография 447
Геокультурный образ мира 459
Геокультурный образ мира как методологическая основа литературоведения 461
1. Природа и культура. Географическая идентификация 461
2. «Жанры правят миром» 463
3. Locus vitae, locus collocutionis, locus poesiae 465
4. Ворота хронотопа 470
5. Как работает метод 472
Культурный концепт «дом» в польском и русском языковом сознании 477
«Душа города» в воззрениях и творчестве романтиков 490
Петербургская Сенная площадь (К характеристике одной профанологемы) 496
«Град срединный, град сердечный». Образ Москвы в русском литературном сознании 510
От белокаменной до красной. Судьбы московского мифа на рубеже XIX и XX веков 525
Цыганка и гусар. О «венгерском» культурно-мифическом фоне в русской классической литературе 539
Космос Тургенева 556
О «милых снах воображенья».Вертеровская традиция «поэзии сердца» в творчестве Тургенева 564
«Дух просвещения» в творчестве Пушкина и Тургенева 576
Указатель имен. Составитель ИА.Осиновская 587
Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление 5
Необходимые разъяснения 7
Вводные замечания 8
Глава I. Генезис 15
1. Русские европейцы и «лишние люди» 15
2. Чаадаев и романтическое западничество 20
3. Снятие романтизма 33
Глава II. Классическое западничество 52
1. Сущность и основные функции. Границы явления 52
2. Состав и структура 65
3. Идейно-аксиологический инвариант 71
4. Логика развития 94
Глава III . Историко-литературный аспект 107
Заключение 135
Миф дворянского гнезда. Геокультурологическое исследование по русской классической литературе 155
От автора 157
Метод и материал 159
В мире освоенных пространств 162
От геокультурологии к поэтике 178
Миф: неуловимая очевидность 193
Объем материала и ход исследования 205
Вертоград заключенный 219
Пространство и время усадьбы 249
Тургеневское гнездо и Обломовка 272
Усадебная повесть Тургенева 297
Усадебный текст русской литературы 316
У истоков усадебного текста 365
Метаморфозы эпохи катастроф 369
Дача как усадьба «железно-демократического» века 370
Чехов: рождение нового поэтического пространства 384
После Чехова 407
Вместо заключения 443
Библиография 447
Геокультурный образ мира 459
Геокультурный образ мира как методологическая основа литературоведения 461
1. Природа и культура. Географическая идентификация 461
2. «Жанры правят миром» 463
3. Locus vitae, locus collocutionis, locus poesiae 465
4. Ворота хронотопа 470
5. Как работает метод 472
Культурный концепт «дом» в польском и русском языковом сознании 477
«Душа города» в воззрениях и творчестве романтиков 490
Петербургская Сенная площадь (К характеристике одной профанологемы) 496
«Град срединный, град сердечный». Образ Москвы в русском литературном сознании 510
От белокаменной до красной. Судьбы московского мифа на рубеже XIX и XX веков 525
Цыганка и гусар. О «венгерском» культурно-мифическом фоне в русской классической литературе 539
Космос Тургенева 556
О «милых снах воображенья».Вертеровская традиция «поэзии сердца» в творчестве Тургенева 564
«Дух просвещения» в творчестве Пушкина и Тургенева 576
Указатель имен. Составитель ИА.Осиновская 587