20
дек
2013

Смерть Пазухина (1954)

Формат: аудиоспектакль, MP3, 96 kbps
Автор: Михаил Салтыков-Щедрин
Год выпуска: 1954
Жанр: Комедия
Издательство: Гостелерадиофонд, Мелодия, Радио Культура
Исполнитель: Ольга Высоцкая, Сергей Бондарчук, Нонна Мордюкова, Елена Максимова и др.
Продолжительность: 02:49:51


Описание: Комедия в 4-х действиях. Умирает богатый купец Иван Пазухин. В ожидании его смерти между родственниками и приживалами разворачивается звериная борьба из-за дележа наследства...



Смерть Пазухина. Радиокомпозиция спектакля по одноимённой пьесе.

Театр-студия Киноактера (Центральная студия Киноактера).

Режиссер-постановщик: Алексей Грипич

Действующие лица и исполнители:
Пояснительный текст — Ольга Высоцкая;
Прокофий Иваныч Пазухин, купеческий сын — Сергей Бондарчук;
Мавра Григорьевна, второбрачная его жена — Нонна Мордюкова;
Василиса Парфентьевна, ее мать — Елена Максимова;
Фурначёв, статский советник — Александр Хвыля;
Настасья Ивановна, его жена — Ольга Жизнева;

Иван Прокофьич Пазухин, купец первой гильдии — Алексей Кельберер;
Анна Петровна Живоедова, сирота из благородных — Лидия Смирнова;
Андрей Николаевич Лобастов, отставной генерал, друг старого Пазухина — Виктор Ключарёв;
Леночка Лобастова, девица — Т. Суродина;

Живновский, отставной подпоручик — Сергей Мартинсон;
Финагей Прохоров Баев, пестун старого Пазухина — Гавриил Белов;
Никола Велегласный, мещанин — Анатолий Дудоров;
Дмитрий, лакей — Николай Поленков;
Мавра, горничная — В. Боброва;
лакей Фурначёва — Андрей Пунтус.

Запись 1954 года



Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович


Салтыков-Щедрин (псевдоним — Н. Щедрин) Михаил Евграфович (1826 — 1889), прозаик.

Родился 15 января (27 н.с.) в селе Спас-Угол Тверской губернии в старинной дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении отца в "...годы... самого разгара крепостного права", в одном из глухих углов "Пошехонья". Наблюдения за этой жизнью найдут впоследствии отражение в книгах писателя.

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года, затем в 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.

В 1844 после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь..." — такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении. Это дало возможность часто бывать в командировках и наблюдать чиновный мир и крестьянскую жизнь. Впечатления этих лет окажут влияние на сатирическое направление творчества писателя.

В конце 1855, после смерти Николая I, получив право "проживать где пожелает", возвратился в Петербург и возобновил литературную работу. В 1856 — 1857 были написаны "Губернские очерки", изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина", ставшего известным всей читающей России, назвавшей его наследником Гоголя.

В это время женился на 17-летней дочери вятского вице-губернатора, Е. Болтиной. Салтыков стремился сочетать труд писателя с государственной службой. В 1856 — 1858 являлся чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, где были сосредоточены работы по подготовке крестьянской реформы.

В 1858 — 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. Всегда стремился окружать себя на месте своей службы людьми честными, молодыми и образованными, увольняя взяточников и воров.

В эти годы появились рассказы и очерки ("Невинные рассказы", 1857㬻 "Сатиры в прозе", 1859 — 62), а также статьи по крестьянскому вопросу.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник", который в это время испытывал огромные трудности (Добролюбов скончался, Чернышевский заключен в Петропавловскую крепость). Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу. Но главное внимание уделял ежемесячному обозрению "Наша общественная жизнь", которое стало памятником русской публицистики эпохи 1860-х.

В 1864 Салтыков вышел из редакции "Современника". Причиной послужили внутрижурнальные разногласия по вопросам тактики общественной борьбы в новых условиях. Он возвратился на государственную службу.

В 1865 — 1868 возглавлял Казенные палаты в Пензе, Туле, Рязани; наблюдения за жизнью этих городов легли в основу "Писем о провинции" (1869). Частая смена мест службы объясняется конфликтами с начальниками губерний, над которыми писатель "смеялся" в памфлетах-гротесках. После жалобы рязанского губернатора Салтыков в 1868 был отправлен в отставку в чине действительного статского советника. Переехал в Петербург, принял приглашение Н. Некрасова стать соредактором журнала "Отечественные записки", где работал в 1868 — 1884. Салтыков теперь целиком переключился на литературную деятельность. В 1869㭂 пишет "Историю одного города" — вершину своего сатирического искусства.

В 1875 — 1876 лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя.

В 1880-е сатира Салтыкова достигла кульминации в своем гневе и гротеске: "Современная идиллия" (1877 — 83); "Господа Головлевы" (1880); "Пошехонские рассказы" (1883㭐;).

В 1884 журнал "Отечественные записки" был закрыт, после чего Салтыков вынужден был печататься в журнале "Вестник Европы".

В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 — 86); "Мелочи жизни" (1886 — 87); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887 — 89).

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: "совесть, отечество, человечество... другие там еще...".

Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге.




Грипич Алексей Львович


Родился 30 сентября 1891 года в Орле, в семье почтового чиновника.
В 1910 году окончил Гатчинский сиротский институт, затем учился на экономическом отделении Санкт-Петербургского Политехнического института.
В 1913 году поступил в школу Общества поощрения художеств и в студию Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Однако долго заниматься в студии не удалось — помешала Первая мировая война. Лишь в 1918 году вернулся в Петроград и продолжил учёбу: посещал занятия на курсах мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП), слушал там лекции Мейерхольда.
С 1919 по 1921 год служил в рядах РККА, там создал театральную студию, где и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность.
Основал в 1921 году совместно с В.Н. Соловьёвым и Б.В. Алперсом Государственный Лиговский драматический театр (позднее Театр Новой драмы влившийся в 1923 году в Театр Пролеткульта).
Преподавал биомеханику на курсах мастерства сценических постановок, сценическое движение в Институте Ритма Совершенного движения.
В 1924-1927 годах — главный режиссёр Московского театра Революции.
В 1932-1936 годах преподавал в ГИТИСе.
В 1936-1940 художественный руководитель Орехово-Зуевского театра.
В 1940-1948 годах — художественный руководитель Бакинского театра русской драмы.
В 1952-1956 годах — главный режиссёр Театра-студии киноактёра в Москве.
С 1962 года возглавлял Московскую студию пантомимы.

Народный артист Азербайджанской ССР (1946).

Ушёл из жизни в Москве 1 октября 1983 года.
театральные работы
Поставил спектакли:

«Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега,
«Забавы калифа» А.И. Писарева (1921),
«Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина (1922),
«Падение Елены Лей» А.И. Пиотровского (1923),
«Наследство Гарланда» В.Ф. Плетнёва,
«Человек-масса» Э. Толлера (1924),
«Воздушный пирог» Е.С. Ромашова (1925),
«Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1954)




Книги / Аудиокниги / Спектакли и аудиофильмы
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [116.8 MB]