12
ноя
2014
ноя
2014
Беспокойная Старость (1962)
Формат: аудиоспектакль, MP3, 320kbps
Автор: Леонид Рахманов
Год выпуска: 1962
Жанр: Драма
Издательство: «Мелодия»
Исполнитель: Кольцов Юрий, Андровская Ольга,Топчиев Леонид, Чернов Пётр, Трошин Валерий и др.
Продолжительность: 01:51:21
Описание: О профессоре Полежаеве (его прообразом послужил русский учёный К.А. Тимирязев), который приветствовал Октябрьскую революцию и активно включился в строительство новой жизни.
Автор: Леонид Рахманов
Год выпуска: 1962
Жанр: Драма
Издательство: «Мелодия»
Исполнитель: Кольцов Юрий, Андровская Ольга,Топчиев Леонид, Чернов Пётр, Трошин Валерий и др.
Продолжительность: 01:51:21
Описание: О профессоре Полежаеве (его прообразом послужил русский учёный К.А. Тимирязев), который приветствовал Октябрьскую революцию и активно включился в строительство новой жизни.
Действующие лица и исполнители
Автор: Леонид Николаевич Рахманов
Режиссёр: Николай Михайлович Горчаков
Полежаев, профессор — Ю. Кольцов
Мария Львовна, его жена — О. Андровская
Воробьёв, доцент — Л. Топчиев
Бочаров, студент — П. Чернов
Куприянов, матрос — В. Трошин
Кухарка — М. Щербинина
Дворник — Е. Евстигнеев
Студенты — Т. Махова, И. Кваша, С. Баталова, О. Герасимов
Пояснительный текст читает С. Богомолов
Автор: Леонид Николаевич Рахманов
Режиссёр: Николай Михайлович Горчаков
Полежаев, профессор — Ю. Кольцов
Мария Львовна, его жена — О. Андровская
Воробьёв, доцент — Л. Топчиев
Бочаров, студент — П. Чернов
Куприянов, матрос — В. Трошин
Кухарка — М. Щербинина
Дворник — Е. Евстигнеев
Студенты — Т. Махова, И. Кваша, С. Баталова, О. Герасимов
Пояснительный текст читает С. Богомолов
Текст с конверта пластинки
В искусстве иногда случается, что одна книга, одна картина, одна роль достигает такой силы обобщения, что заслоняет собой всё остальное, созданное художником и до, и после. Его имя навсегда останется связанным с этим творением: художник и произведение как бы олицетворяют друг друга.
Такова творческая судьба советского писателя и драматурга Леонида Николаевича Рахманова, имя которого навсегда вошло в историю советского театра с его пьесой «Беспокойная старость».
Вначале Л. Рахманов создал сценарий, по которому в 1936 году был снят замечательный фильм «Депутат Балтики», а через год драматург написал на ту же тему пьесу «Беспокойная старость». Она была впервые поставлена в театрах Москвы и Ленинграда к 20-летию Октября.
Пьеса Л. Рахманова, как и его сценарий, посвящена одной и той же теме — вкладу интеллигенции в революцию. Её герой — выдающийся русский учёный, для которого взаимопонимание и сотрудничество с большевиками оказались единственными и необходимыми с первых дней установления советской власти. Прототипом профессора Полежаева драматург избрал известного русского биолога и ботаника К.А. Тимирязева. Его труды и проекты, не нашедшие одобрения в царской России, сразу же получили поддержку в России большевистской.
Рахманов не стремился придать своему герою портретное сходство с Тимирязевым. Его прежде всего вдохновлял обобщённый образ передового учёного, воспринявшего революцию как долгожданную возможность осуществления научных планов.
Рахманов подчеркнул в своём Полежаеве политическую зрелость. Не случаен его выбор между двумя талантливыми учениками. Выбор этот основывается прежде всего на чувстве гражданского долга: разочаровавшись во враждебном народной власти Воробьёве, Полежаев всё больше верит в большевика Бочарова.
Сила проникновения Рахманова в тему, реалистический талант писателя позволили ему нарисовать образ человека высокого гражданского самосознания, яркой индивидуальности. Его Полежаев может быть резким и беспощадным, весёлым и озорным, непосредственным и чопорным. Всё это представляло исполнителям широкие возможности для художественных поисков, которые привели к таким выдающимся удачам, как, например, Полежаев народного артиста СССР Н.К. Черкасова в фильме «Депутат Балтики». Через 20 лет «Беспокойную старость» поставил Московский Художественный театр. Образ Полежаева стал новым достижением советского искусства. Исполнителю этой роли на сцене МХАТа народному артисту РСФСР Ю.Э. Кольцову была присуждена премия «Московской театральной весны» 1957 года.
Следуя реалистическому стилю Л. Рахманова, постановщик — заслуженный деятель РСФСР Н.М. Горчаков раскрывал политический пафос пьесы тонкими средствами психологического театра: он стремился передать подлинную атмосферу времени прежде всего через правдивые жизненные характеры. Камерность, приглушённые тона не снижали политической остроты спектакля; они лишь подтверждали достоверность происходящих событий.
…Скромный уют профессорской квартиры, старая, потемневшая от времени мебель, обилие книг и растений, превративших часть комнаты в оранжерею. Эти вещи так же выразительны и необходимы в рассказе о знаменитом учёном, как и приходящие к нему почтительные ученики, и хлопочущая вокруг него жена, его друг и помощник Марья Львовна. Немного старомодная атмосфера этого дома создаёт особую теплоту, в которой так естественен добрый юмор, маленькие наивные хитрости хозяйки дома и рассеянность самого профессора.
Уже при первом появлении Полежаева — Кольцова атмосфера назревающей революции как бы вместе с ним проникает в дом. Профессор вернулся из заграничной поездки: он радостно возбуждён, выглядит не по возрасту молодым. Набросив на плечи мантию и надев шапочку доктора естественных наук (это титул только что был присуждён ему в Кембриджском университете), Полежаев театрально повторяет перед радостно изумлённой Марьей Львовной речь, которую он произнёс на торжественной церемонии. Как ни странно, он говорил перед английскими коллегами больше о политике, чем о науке, высказывая надежды на скорое прекращение войны с Германией и перемену жизни в России!
Грянула революция. С каким поразительным упорством продолжает работать Полежаев, мужественно перенося трудности и лишения. В квартире погас свет, не отапливаются комнаты, и тишину нарушают выстрелы за окнами.
Всё острее и непримиримее становятся разногласия Полежаева с оппозиционно настроенным Воробьёвым. Разгневанный его изменой, старый профессор отправляется вместо него читать лекцию на революционный корабль, а красногвардейцам, по ошибке пришедшим к нему с обыском, поручает доставить в типографию свою рукопись.
Эти действия, а главное — открытый призыв Полежаева работать для народной власти, вызывают возмущение его коллег по университету. Объявив бойкот, они не приходят поздравить его с юбилеем. В такой торжественный вечер Полежаев и его жена остаются одни…
Режиссёр и исполнители нашли удивительно точное решение этой сцены: оно в одиночестве, охватившем героев, и в трезвом мужестве, которое помогает им в горестную минуту. Старого профессора спасают мысли о работе, а Марью Львовну — желание помочь. Новое звучание приобретает теперь сознательно обретаемая рабочая атмосфера этого дома. В трудный, одинокий вечер Полежаевы садятся к роялю и, накрыв озябшие плечи одним пледом, играют в четыре руки.
Полежаев Кольцова и Марья Львовна народной артистки СССР О.Н. Андровской составляют в спектакле удивительный актёрский дуэт. Это люди, понимающие друг друга с полуслова и в старости сохранившие нежную влюблённость, сквозящую в их лёгком подтрунивании друг над другом и чуткой предупредительности. В этой теме актёрам удаётся счастливо избежать сентиментальности; они остаются на том же высоком уровне вкуса и строгости красок, которой отмечена вся постановка.
Особая строгость, пожалуй, даже скупость выразительных средств применены режиссёром и исполнителями в финальной сцене спектакля — в разговоре Полежаева с Лениным. Обрадованный выходом из печати полежаевской книги, Ленин звонит ему по телефону, звонит как раз в ту горестную минуту, когда Полежаев особенно нуждается в поддержке. Профессор тяжело болен, его любимый ученик Бочаров уходит на фронт. Их совместная работа прервана… Ленин поддерживает в Полежаеве прежний дух непреклонности. И в этом волнующем разговоре герой Кольцова ни в чём не изменяет себе. Всецело поглощённый научными планами, нисколько не смущаясь, он говорит отрывисто и кратко, испытывая огромное удовольствие от общения с понимающим его собеседником. Финал спектакля — это политический итог, высшее взаимопонимание, доказательство единства интересов передового учёного и Советской власти.
Актёр-мыслитель, художник редкого благородства и таланта, Юрий Эрнестович Кольцов создал обобщающий образ замечательного учёного, отразивший судьбы передовой русской интеллигенции на историческом рубеже двух эпох.
О. Радищева
Такова творческая судьба советского писателя и драматурга Леонида Николаевича Рахманова, имя которого навсегда вошло в историю советского театра с его пьесой «Беспокойная старость».
Вначале Л. Рахманов создал сценарий, по которому в 1936 году был снят замечательный фильм «Депутат Балтики», а через год драматург написал на ту же тему пьесу «Беспокойная старость». Она была впервые поставлена в театрах Москвы и Ленинграда к 20-летию Октября.
Пьеса Л. Рахманова, как и его сценарий, посвящена одной и той же теме — вкладу интеллигенции в революцию. Её герой — выдающийся русский учёный, для которого взаимопонимание и сотрудничество с большевиками оказались единственными и необходимыми с первых дней установления советской власти. Прототипом профессора Полежаева драматург избрал известного русского биолога и ботаника К.А. Тимирязева. Его труды и проекты, не нашедшие одобрения в царской России, сразу же получили поддержку в России большевистской.
Рахманов не стремился придать своему герою портретное сходство с Тимирязевым. Его прежде всего вдохновлял обобщённый образ передового учёного, воспринявшего революцию как долгожданную возможность осуществления научных планов.
Рахманов подчеркнул в своём Полежаеве политическую зрелость. Не случаен его выбор между двумя талантливыми учениками. Выбор этот основывается прежде всего на чувстве гражданского долга: разочаровавшись во враждебном народной власти Воробьёве, Полежаев всё больше верит в большевика Бочарова.
Сила проникновения Рахманова в тему, реалистический талант писателя позволили ему нарисовать образ человека высокого гражданского самосознания, яркой индивидуальности. Его Полежаев может быть резким и беспощадным, весёлым и озорным, непосредственным и чопорным. Всё это представляло исполнителям широкие возможности для художественных поисков, которые привели к таким выдающимся удачам, как, например, Полежаев народного артиста СССР Н.К. Черкасова в фильме «Депутат Балтики». Через 20 лет «Беспокойную старость» поставил Московский Художественный театр. Образ Полежаева стал новым достижением советского искусства. Исполнителю этой роли на сцене МХАТа народному артисту РСФСР Ю.Э. Кольцову была присуждена премия «Московской театральной весны» 1957 года.
Следуя реалистическому стилю Л. Рахманова, постановщик — заслуженный деятель РСФСР Н.М. Горчаков раскрывал политический пафос пьесы тонкими средствами психологического театра: он стремился передать подлинную атмосферу времени прежде всего через правдивые жизненные характеры. Камерность, приглушённые тона не снижали политической остроты спектакля; они лишь подтверждали достоверность происходящих событий.
…Скромный уют профессорской квартиры, старая, потемневшая от времени мебель, обилие книг и растений, превративших часть комнаты в оранжерею. Эти вещи так же выразительны и необходимы в рассказе о знаменитом учёном, как и приходящие к нему почтительные ученики, и хлопочущая вокруг него жена, его друг и помощник Марья Львовна. Немного старомодная атмосфера этого дома создаёт особую теплоту, в которой так естественен добрый юмор, маленькие наивные хитрости хозяйки дома и рассеянность самого профессора.
Уже при первом появлении Полежаева — Кольцова атмосфера назревающей революции как бы вместе с ним проникает в дом. Профессор вернулся из заграничной поездки: он радостно возбуждён, выглядит не по возрасту молодым. Набросив на плечи мантию и надев шапочку доктора естественных наук (это титул только что был присуждён ему в Кембриджском университете), Полежаев театрально повторяет перед радостно изумлённой Марьей Львовной речь, которую он произнёс на торжественной церемонии. Как ни странно, он говорил перед английскими коллегами больше о политике, чем о науке, высказывая надежды на скорое прекращение войны с Германией и перемену жизни в России!
Грянула революция. С каким поразительным упорством продолжает работать Полежаев, мужественно перенося трудности и лишения. В квартире погас свет, не отапливаются комнаты, и тишину нарушают выстрелы за окнами.
Всё острее и непримиримее становятся разногласия Полежаева с оппозиционно настроенным Воробьёвым. Разгневанный его изменой, старый профессор отправляется вместо него читать лекцию на революционный корабль, а красногвардейцам, по ошибке пришедшим к нему с обыском, поручает доставить в типографию свою рукопись.
Эти действия, а главное — открытый призыв Полежаева работать для народной власти, вызывают возмущение его коллег по университету. Объявив бойкот, они не приходят поздравить его с юбилеем. В такой торжественный вечер Полежаев и его жена остаются одни…
Режиссёр и исполнители нашли удивительно точное решение этой сцены: оно в одиночестве, охватившем героев, и в трезвом мужестве, которое помогает им в горестную минуту. Старого профессора спасают мысли о работе, а Марью Львовну — желание помочь. Новое звучание приобретает теперь сознательно обретаемая рабочая атмосфера этого дома. В трудный, одинокий вечер Полежаевы садятся к роялю и, накрыв озябшие плечи одним пледом, играют в четыре руки.
Полежаев Кольцова и Марья Львовна народной артистки СССР О.Н. Андровской составляют в спектакле удивительный актёрский дуэт. Это люди, понимающие друг друга с полуслова и в старости сохранившие нежную влюблённость, сквозящую в их лёгком подтрунивании друг над другом и чуткой предупредительности. В этой теме актёрам удаётся счастливо избежать сентиментальности; они остаются на том же высоком уровне вкуса и строгости красок, которой отмечена вся постановка.
Особая строгость, пожалуй, даже скупость выразительных средств применены режиссёром и исполнителями в финальной сцене спектакля — в разговоре Полежаева с Лениным. Обрадованный выходом из печати полежаевской книги, Ленин звонит ему по телефону, звонит как раз в ту горестную минуту, когда Полежаев особенно нуждается в поддержке. Профессор тяжело болен, его любимый ученик Бочаров уходит на фронт. Их совместная работа прервана… Ленин поддерживает в Полежаеве прежний дух непреклонности. И в этом волнующем разговоре герой Кольцова ни в чём не изменяет себе. Всецело поглощённый научными планами, нисколько не смущаясь, он говорит отрывисто и кратко, испытывая огромное удовольствие от общения с понимающим его собеседником. Финал спектакля — это политический итог, высшее взаимопонимание, доказательство единства интересов передового учёного и Советской власти.
Актёр-мыслитель, художник редкого благородства и таланта, Юрий Эрнестович Кольцов создал обобщающий образ замечательного учёного, отразивший судьбы передовой русской интеллигенции на историческом рубеже двух эпох.
О. Радищева
Похожие материалы
195.3 MB
Старость - невежество Бога (2011)545.4 MB
Моя беспокойная жизнь (2011)483.6 MB
Моя беспокойная жизнь (2011)