21
ноя
2010
ноя
2010
Необычный день / Una giornata particolare MVO (1977)
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый), cубтитры: отсутствуют
Формат: DVDRip, AVI, DivX, AC3
Страна: Канада, Италия
Режиссер: Этторе Скола
Жанр: мелодрама, драма, военный
Продолжительность: 01:41:30
Год выпуска: 1977
В ролях: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Джон Вернон, Françoise Berd, Патриция Бассо, Tiziano De Persio, Маурицио Ди Паолантонио, Антонио Гарибальди, Витторио Гуэррьери, Алессандра Муссолини
Описание: Май 1938 года. В гости к Бенито Муссолини впервые прибывает с официальным визитом Адольф Гитлер. В этой связи вся фашистская братия отправляется в центр Рима приветствовать парадный кортеж, символизирующий нерушимую дружбу фюрера и дуче. Отправляется туда и муж одной из римских домохозяек.
Скоро красавице становится скучно одной. Случайно она знакомится с необычным соседом…
Рейтинг Кинопоиск.RU: 8.176
Рейтинг IMDB: 7.9/10
Видео: 688x512 (1.34:1), 25 fps, DivX Codec 5.x or 6.x ~1727 kbps avg, 0.20 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~192.00 kbps avg
Доп. информация: сценарий Маурицио Костанзо, Руджеро Маккари, Этторе Скола
продюсер Карло Понти
оператор Паскулиано Де Сантис
композитор Армандо Тровайоли
художник Лучиано Риччери, Энрико Саббатини
монтаж Раймондо Кроциани
Формат: DVDRip, AVI, DivX, AC3
Страна: Канада, Италия
Режиссер: Этторе Скола
Жанр: мелодрама, драма, военный
Продолжительность: 01:41:30
Год выпуска: 1977
В ролях: Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Джон Вернон, Françoise Berd, Патриция Бассо, Tiziano De Persio, Маурицио Ди Паолантонио, Антонио Гарибальди, Витторио Гуэррьери, Алессандра Муссолини
Описание: Май 1938 года. В гости к Бенито Муссолини впервые прибывает с официальным визитом Адольф Гитлер. В этой связи вся фашистская братия отправляется в центр Рима приветствовать парадный кортеж, символизирующий нерушимую дружбу фюрера и дуче. Отправляется туда и муж одной из римских домохозяек.
Скоро красавице становится скучно одной. Случайно она знакомится с необычным соседом…
Рейтинг Кинопоиск.RU: 8.176
Рейтинг IMDB: 7.9/10
Видео: 688x512 (1.34:1), 25 fps, DivX Codec 5.x or 6.x ~1727 kbps avg, 0.20 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~192.00 kbps avg
Доп. информация: сценарий Маурицио Костанзо, Руджеро Маккари, Этторе Скола
продюсер Карло Понти
оператор Паскулиано Де Сантис
композитор Армандо Тровайоли
художник Лучиано Риччери, Энрико Саббатини
монтаж Раймондо Кроциани
Рецензии
"Данный фильм едва ли можно назвать арт-хаусным в силу его открытости, понятности и в хорошем смысле этого слова простоты. Именно так, поскольку картина Этторе Сколы не грешит ни поверхностностью, ни примитивизмом, одновременно оставаясь доступной зрителю, не любому, разумеется, но многим. Дело здесь даже ни в том, что главных героев исполняют сыгравшие друг с другом 12 раз всеми любимые звёзды кино Марчелло Мастроянни и Софии Лорен. И ни в том, что продюсером фильма стал Карло Понти, под чьим покровительством было снято огромная доля наиболее известных итальянских фильмов и даже ни в том, что фильм стал общепризнанным и получил немало наград. Всё заключается в стиле самого режиссёра, Этторе Сколы.
«Он никогда не создавал школ и направлений, не претендовал на звание национального гения, не увлекался жанровыми или тематическими экспериментами. И, тем не менее, почерк Сколы узнаётся сразу и безошибочно. Своими работами он задержался в жанре развлекательного, но неизменно качественного кино, к пику своей карьеры олицетворяя связь итальянской классики с Новой эпохой». Так характеризуют этого мастера критики.
Всё вышесказанное невооружённым взглядом прослеживается в «Необычном дне», который я бы скорее окрестил драмой, нежели мелодрамой в первую очередь. Это короткий рассказ о трагедии двух людей на фоне зарождающейся трагедии всего мира. Рассказ о мужчине и женщине, сумевших стать счастьем друг для друга на один день, который они будут помнить всегда.
Персонажи Мастроянни и Лорен очень глубоки и сложны, понятны на первый взгляд и противоречивы на второй. Оба актёра играют блестяще, но их блеск не сияет — он идёт изнутри. Она простая итальянская женщина тех лет, покорная жена, многодетная мать. Навязанные ей стереотипы настолько глубоки, что она держится за их как за что-то значимое, на самом же деле просто не смея говорить о несогласии. Она мечтает о седьмом ребёнке из желания жить лучше, не отдавая себе поначалу отчёт в том, что материальное совсем не приносит ей радости.
«Настоящий мужчина муж, отец, солдат»
На самом же деле Антониетта (героиня Софии Лорен) запуталась в том, что является действительно настоящим и ценным, а что есть продукт идеологии, культуры, политики. Она просто женщина, которая живёт так, как все бы хотели, чтобы она жила.
«Это не я против фашизма, это фашизм против меня»
Он же одинокий мужчина, почти раздавленный обществом, изгнанник, оставшийся без работы наедине со своим нонконформизмом. Но случайная встреча пробуждает в нём интерес к жизни: румба с самим собой, любимая книга, вкусный домашний кофе и она… на первый взгляд обычная, но в душе совсем не такая как другие, что он и чувствует.
Но в очередной раз, наткнувшись на непонимание, он не выдерживает, срывается, крича на весь дом о своей подлинной сущности, своём клейме, о своём позоре! Габриэле (герой Марчелло Мастроянни) устал от того, что весь мир против него, от того, что его заперли наедине со своими переживаниями и самое главное от того, что даже она не в состоянии его принять таким, какой он есть. И здесь её броня рушиться как карточный домик.
«Встретить тебя, говорить с тобой, провести с тобой день — всё это было для меня очень важно»
И тут-то действие фильма и переворачивается наизнанку. Режиссёр как будто напоминает нам, что это не только киноклассика, но ещё и арт-хаус. Социальный протест режиссёра здесь не кричащий. Своей задумкой всё действие фильма сопровождать радиотрансляцией с парада чествования фашистов он сам вызывает в нас недовольство, особенно ярко которое проявляется при обрыве румбы, а гомофобия — ещё один плевок в лицо этому такому страшному явлению как нацизм.
«Антифашист, подрывной элемент с порочными наклонностями»
Габриэле рушит стереотип Антониэтты просто своим существованием. Он не пытается перевоспитывать её, призывать меняться или бросить всё ради принципов — он просто ведёт себя так, как ему хочется, что возмущает и привлекает её одновременно. Отвращение к мужу в ней достигает апогея и ей неважно любит он её или нет — об угрызениях совести не может быть и речи. Измена — это почти всегда месть, особенно таким как её муж Эмануэль (герой Джона Вернона).
«Неважно, что он проходимец, главное для них предан ли он партии»
Вообще весь фильм развивается очень последовательно, но абсолютно не заставляет скучать. Не могу не отметить отменную музыку в картине — она очень дополняет, а также блестящую панорамную съёмку — работа оператора на высоте (невольно сравниваешь её со съёмкой из культового творения Хичкока «Окно во двор» — как минимум не хуже).
На мой взгляд, Софии Лорен была достойна номинации на Оскар в тот год не меньше, чем Марчелло Мастроянни, ведь бунт её героини не открытый, а внутренний, что ещё сложнее сыграть. Эта тема чем-то напомнила мне историю из фильма «Мосты округа Мэдисон» — второй раз у меня не поворачивается язык обвинять женщину за подобную слабость.
«Это не я против фашизма — это фашизм против меня» — эти слова произнёс Габриэле, но Антониэтта своим поступком приписала их и себе. Нет, это не слабость — это поступок настоящей женщины! А он, как мужчина, уходя, дал ей день истинного женского счастья среди музыки, под которую не потанцуешь…
«Люди, в конце концов, поступают так, как угодно другим, даже зная, что те не правы» — Антуанетта и Габриэле были правы в этот день!"
"- Он такой приличный человек, он не может быть антифашистом…
- Причем тут приличный? Вот я, например, знаю одного вора, он приходил воровать даже в наш дом. А кто он теперь? Начальник отдела фашисткой полиции. Неважно, что он проходимец — главное для них, предан ли он партии. Вот что важно, ясно? (с)
У каждого человека бывают такие моменты в жизни, которые подталкивают его переосмыслить свое существование, понять свою роль в обшестве, подумать о вечном и принять свой путь. Для обычной домохозяйки из Рима весенним днем 1938 года таким моментом стала неожиданная встреча с необычным человеком.
Она (Антониэтта) — добродушная, малообразованная, тем не менее, любящая мать своих шестерых детей и своего мужа, ярого приверженца фашисткой партии. У нее есть дом, семья, в целом стабильность в жизни и вера в будущее фашисткой Италии. Еще не началась вторая мировая война, еще не гибнут миллионы солдат, еще никто не знает, что через несколько лет фашисткий режим прекратит свое бесславное существование.
Он (Габриэле) — интеллигентный, образованный человек, однако находится на грани суицида. Дело в том, что он — изгой этого общества. Таким, как он, не по пути с фашистами. И он это прекрасно понимает. В отличие от Антониэтты, он потерял веру в людей и свое будущее. Встреча с Антониэттой в прямом смысле спасла ему жизнь. Ему не к кому идти и не с кем общаться. И вот он уже «напрашивается» на чашечку кофе к ней — ему приятно просто побыть немного времени с этой женщиной.
Случайное знакомство этих двух, в общем-то очень разных людей, позволило обоим переосмыслить свою жизнь и место в этом мире. Бывает так, что случайному попутчику или знакомому, хочется открыть свою душу, излить наболевшее, попросить совета. Примерно то же самое случилось и с нашими героями.
Неправы те, кто считает, будто бы фильм «Необычный день» повествует о фашистском режиме либо являет собой пропаганду антифашизма. Нет, в данном случае встреча Дуче и Фюрера — лишь фон. И не случайно то, что весь фильм именно в качестве «фона» мы слышим радиорепортаж о параде в честь Фюрера. Весь Рим полон надежд, он рукоплещет своему союзнику в лице Германии Фюрера. «Запомните этот необычный день, возможно, через двадцать-тридцать лет вы скажете с гордостью, «я был там» — говорит детям муж Антониэтты. Именно так воспринимали приезд Гитлера итальянцы: как нечто эпохальное в судьбе своей страны, поворотный момент к светлому будущему.
Антониэтта, при наличии внешних атрибутов нормальной жизни, глубоко несчастный человек. Ее не понимает собственный муж («он верен партии, но не своей семье»), ее не слушают. Ее не слышат. И говорящий скворец, единственное существо, которое может ответить днем Антониэтте (когда она, как правило, одна в доме) — и то коверкает ее имя. В этом определенная символика «глухоты» или же «непонимания» в обществе.
В лице необычного соседа, «не мужа, не отца и не солдата» Антониэтта неожиданно находит благодарного слушателя и родственную душу. Та единственная связь, что соединила на один лишь день двух людей — она уже не прервется. Она будет жить в их воспоминаниях.
«Необычный день» — это прежде всего необычный фильм. Великолепная игра Марчелло Мастроянни и Софи Лорен притягивает и не отпускает до конца картины. Весь фильм по сути — одна большая сцена двух этих великих актеров. А режиссер Этторе Скола уникальным способом смог с помощью диалога двух героев вскрыть настроения, витавшие тогда в Италии (фотоальбом Дуче, который вела Антониэтта, отлично характеризует идеализм настроений в обществе и всебщего непонимания будущей катастрофы). Да и Габриэле, несмотря на неизбежную свою депортацию (надеюсь, что только депортацию) из страны, вообщем-то не антифашист, хотя именно такое клеймо закрепилось за ним. Он просто человек, который хочет свободно жить и любить. Но не то время и не те идеалы.
Последние кадры: Антониэтта тушит свет и ложится спать. Двояко можно трактовать концовку фильма. С одной стороны, она «тушит свои надежды», по сути оставаясь в темноте (и духовной, и физической) наедине сама с собой. С другой, Антониэтта «успокоилась», обрела душевное равновесие и такие драгоценные воспоминания об этом необычном дне. А это уже немало."
«Он никогда не создавал школ и направлений, не претендовал на звание национального гения, не увлекался жанровыми или тематическими экспериментами. И, тем не менее, почерк Сколы узнаётся сразу и безошибочно. Своими работами он задержался в жанре развлекательного, но неизменно качественного кино, к пику своей карьеры олицетворяя связь итальянской классики с Новой эпохой». Так характеризуют этого мастера критики.
Всё вышесказанное невооружённым взглядом прослеживается в «Необычном дне», который я бы скорее окрестил драмой, нежели мелодрамой в первую очередь. Это короткий рассказ о трагедии двух людей на фоне зарождающейся трагедии всего мира. Рассказ о мужчине и женщине, сумевших стать счастьем друг для друга на один день, который они будут помнить всегда.
Персонажи Мастроянни и Лорен очень глубоки и сложны, понятны на первый взгляд и противоречивы на второй. Оба актёра играют блестяще, но их блеск не сияет — он идёт изнутри. Она простая итальянская женщина тех лет, покорная жена, многодетная мать. Навязанные ей стереотипы настолько глубоки, что она держится за их как за что-то значимое, на самом же деле просто не смея говорить о несогласии. Она мечтает о седьмом ребёнке из желания жить лучше, не отдавая себе поначалу отчёт в том, что материальное совсем не приносит ей радости.
«Настоящий мужчина муж, отец, солдат»
На самом же деле Антониетта (героиня Софии Лорен) запуталась в том, что является действительно настоящим и ценным, а что есть продукт идеологии, культуры, политики. Она просто женщина, которая живёт так, как все бы хотели, чтобы она жила.
«Это не я против фашизма, это фашизм против меня»
Он же одинокий мужчина, почти раздавленный обществом, изгнанник, оставшийся без работы наедине со своим нонконформизмом. Но случайная встреча пробуждает в нём интерес к жизни: румба с самим собой, любимая книга, вкусный домашний кофе и она… на первый взгляд обычная, но в душе совсем не такая как другие, что он и чувствует.
Но в очередной раз, наткнувшись на непонимание, он не выдерживает, срывается, крича на весь дом о своей подлинной сущности, своём клейме, о своём позоре! Габриэле (герой Марчелло Мастроянни) устал от того, что весь мир против него, от того, что его заперли наедине со своими переживаниями и самое главное от того, что даже она не в состоянии его принять таким, какой он есть. И здесь её броня рушиться как карточный домик.
«Встретить тебя, говорить с тобой, провести с тобой день — всё это было для меня очень важно»
И тут-то действие фильма и переворачивается наизнанку. Режиссёр как будто напоминает нам, что это не только киноклассика, но ещё и арт-хаус. Социальный протест режиссёра здесь не кричащий. Своей задумкой всё действие фильма сопровождать радиотрансляцией с парада чествования фашистов он сам вызывает в нас недовольство, особенно ярко которое проявляется при обрыве румбы, а гомофобия — ещё один плевок в лицо этому такому страшному явлению как нацизм.
«Антифашист, подрывной элемент с порочными наклонностями»
Габриэле рушит стереотип Антониэтты просто своим существованием. Он не пытается перевоспитывать её, призывать меняться или бросить всё ради принципов — он просто ведёт себя так, как ему хочется, что возмущает и привлекает её одновременно. Отвращение к мужу в ней достигает апогея и ей неважно любит он её или нет — об угрызениях совести не может быть и речи. Измена — это почти всегда месть, особенно таким как её муж Эмануэль (герой Джона Вернона).
«Неважно, что он проходимец, главное для них предан ли он партии»
Вообще весь фильм развивается очень последовательно, но абсолютно не заставляет скучать. Не могу не отметить отменную музыку в картине — она очень дополняет, а также блестящую панорамную съёмку — работа оператора на высоте (невольно сравниваешь её со съёмкой из культового творения Хичкока «Окно во двор» — как минимум не хуже).
На мой взгляд, Софии Лорен была достойна номинации на Оскар в тот год не меньше, чем Марчелло Мастроянни, ведь бунт её героини не открытый, а внутренний, что ещё сложнее сыграть. Эта тема чем-то напомнила мне историю из фильма «Мосты округа Мэдисон» — второй раз у меня не поворачивается язык обвинять женщину за подобную слабость.
«Это не я против фашизма — это фашизм против меня» — эти слова произнёс Габриэле, но Антониэтта своим поступком приписала их и себе. Нет, это не слабость — это поступок настоящей женщины! А он, как мужчина, уходя, дал ей день истинного женского счастья среди музыки, под которую не потанцуешь…
«Люди, в конце концов, поступают так, как угодно другим, даже зная, что те не правы» — Антуанетта и Габриэле были правы в этот день!"
"- Он такой приличный человек, он не может быть антифашистом…
- Причем тут приличный? Вот я, например, знаю одного вора, он приходил воровать даже в наш дом. А кто он теперь? Начальник отдела фашисткой полиции. Неважно, что он проходимец — главное для них, предан ли он партии. Вот что важно, ясно? (с)
У каждого человека бывают такие моменты в жизни, которые подталкивают его переосмыслить свое существование, понять свою роль в обшестве, подумать о вечном и принять свой путь. Для обычной домохозяйки из Рима весенним днем 1938 года таким моментом стала неожиданная встреча с необычным человеком.
Она (Антониэтта) — добродушная, малообразованная, тем не менее, любящая мать своих шестерых детей и своего мужа, ярого приверженца фашисткой партии. У нее есть дом, семья, в целом стабильность в жизни и вера в будущее фашисткой Италии. Еще не началась вторая мировая война, еще не гибнут миллионы солдат, еще никто не знает, что через несколько лет фашисткий режим прекратит свое бесславное существование.
Он (Габриэле) — интеллигентный, образованный человек, однако находится на грани суицида. Дело в том, что он — изгой этого общества. Таким, как он, не по пути с фашистами. И он это прекрасно понимает. В отличие от Антониэтты, он потерял веру в людей и свое будущее. Встреча с Антониэттой в прямом смысле спасла ему жизнь. Ему не к кому идти и не с кем общаться. И вот он уже «напрашивается» на чашечку кофе к ней — ему приятно просто побыть немного времени с этой женщиной.
Случайное знакомство этих двух, в общем-то очень разных людей, позволило обоим переосмыслить свою жизнь и место в этом мире. Бывает так, что случайному попутчику или знакомому, хочется открыть свою душу, излить наболевшее, попросить совета. Примерно то же самое случилось и с нашими героями.
Неправы те, кто считает, будто бы фильм «Необычный день» повествует о фашистском режиме либо являет собой пропаганду антифашизма. Нет, в данном случае встреча Дуче и Фюрера — лишь фон. И не случайно то, что весь фильм именно в качестве «фона» мы слышим радиорепортаж о параде в честь Фюрера. Весь Рим полон надежд, он рукоплещет своему союзнику в лице Германии Фюрера. «Запомните этот необычный день, возможно, через двадцать-тридцать лет вы скажете с гордостью, «я был там» — говорит детям муж Антониэтты. Именно так воспринимали приезд Гитлера итальянцы: как нечто эпохальное в судьбе своей страны, поворотный момент к светлому будущему.
Антониэтта, при наличии внешних атрибутов нормальной жизни, глубоко несчастный человек. Ее не понимает собственный муж («он верен партии, но не своей семье»), ее не слушают. Ее не слышат. И говорящий скворец, единственное существо, которое может ответить днем Антониэтте (когда она, как правило, одна в доме) — и то коверкает ее имя. В этом определенная символика «глухоты» или же «непонимания» в обществе.
В лице необычного соседа, «не мужа, не отца и не солдата» Антониэтта неожиданно находит благодарного слушателя и родственную душу. Та единственная связь, что соединила на один лишь день двух людей — она уже не прервется. Она будет жить в их воспоминаниях.
«Необычный день» — это прежде всего необычный фильм. Великолепная игра Марчелло Мастроянни и Софи Лорен притягивает и не отпускает до конца картины. Весь фильм по сути — одна большая сцена двух этих великих актеров. А режиссер Этторе Скола уникальным способом смог с помощью диалога двух героев вскрыть настроения, витавшие тогда в Италии (фотоальбом Дуче, который вела Антониэтта, отлично характеризует идеализм настроений в обществе и всебщего непонимания будущей катастрофы). Да и Габриэле, несмотря на неизбежную свою депортацию (надеюсь, что только депортацию) из страны, вообщем-то не антифашист, хотя именно такое клеймо закрепилось за ним. Он просто человек, который хочет свободно жить и любить. Но не то время и не те идеалы.
Последние кадры: Антониэтта тушит свет и ложится спать. Двояко можно трактовать концовку фильма. С одной стороны, она «тушит свои надежды», по сути оставаясь в темноте (и духовной, и физической) наедине сама с собой. С другой, Антониэтта «успокоилась», обрела душевное равновесие и такие драгоценные воспоминания об этом необычном дне. А это уже немало."
Награды, номинации
Оскар, 1978 год
Номинации (2):
Лучшая мужская роль (Марчелло Мастроянни)
Лучший фильм на иностранном языке — «Италия»
Золотой глобус, 1978 год
Победитель (1):
Лучший иностранный фильм — «Италия»
Номинации (1):
Лучшая мужская роль (драма) (Марчелло Мастроянни)
Сезар, 1978 год
Победитель (1):
Лучший фильм на иностранном языке
Каннский кинофестиваль, 1977 год
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь
Номинации (2):
Лучшая мужская роль (Марчелло Мастроянни)
Лучший фильм на иностранном языке — «Италия»
Золотой глобус, 1978 год
Победитель (1):
Лучший иностранный фильм — «Италия»
Номинации (1):
Лучшая мужская роль (драма) (Марчелло Мастроянни)
Сезар, 1978 год
Победитель (1):
Лучший фильм на иностранном языке
Каннский кинофестиваль, 1977 год
Номинации (1):
Золотая пальмовая ветвь