12
мар
2011
мар
2011
Я ничего не знаю, но скажу все / Je sais rien, mais je dirai tout MVO (1973)
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый), cубтитры: отсутствуют
Формат: DVDRip, AVI, XviD, AC3
Страна: Франция
Режиссер: Пьер Ришар
Жанр: комедия
Продолжительность: 01:18:00
Год выпуска: 1973
В ролях: Пьер Ришар, Бернар Блие, Элен Дюк, Андре Гэллард, Тэдди Вригно, Бернард Хэллер, Виктор Лану, Жан Обе, Даниэль Прево, Пьер Репп
Описание: Пьеру уже 33 года, а он до сих пор не решил, кем стать. По правде сказать, он — один из тех, кто в принципе не обязан выбирать свой жизненный путь. Потому, что отец Пьера — оружейный магнат Гасти-Леруа.
И папа уже давно все решил: сын пойдет по его стопам. Вот только у сына, оказывается, другие соображения.
Видео: 720x432 (1.67:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~2194 kbps avg, 0.28 bit/pixel
Аудио #1: Русский: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~192.00 kbps avg [Профессиональный многоголосый]
Аудио #2: Французский: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~224.00 kbps avg [Оригинал]
Доп. информация
сценарий Пьер Ришар, Дидье Каминка
продюсер Бернар Артиг
оператор Пьер Ломм
композитор Мишель Фуген
художник Морис Серджент
монтаж Ян Деде
продюсер Бернар Артиг
оператор Пьер Ломм
композитор Мишель Фуген
художник Морис Серджент
монтаж Ян Деде
Рецензии
"Как известно, в 60-е гг. в комический гений Пьера Ришара верили немногие. И немногие из немногих решались пригласить его в свои фильмы. Видимо, просто время его еще не пришло — за исключением нескольких эпизодов и более-менее заметной роли второго плана в «Счастливчике Александре» два первых десятилетия кинокарьеры выдающегося комика успешными не назовешь. Поняв, что ждать своего счастливого случая можно еще очень долго, 36-летний актер решил отныне сам обеспечивать себя работой: вышедший в 1970-м году «Рассеянный», в котором Ришар выступил в качестве актера, сценариста и режиссера, стал хитом и раскрыл зрителям, критикам и кинематографистам громадный потенциал, копившийся долгие годы в этом нескладном вихрастом блондине. Сам создав свою маску, Ришар, став знаменитым буквально в одночасье, входит во вкус и выпускает следующий фильм — «Злоключения Альфреда», созданный в том же ключе, что и «Рассеянный», ну, а там уже подоспел Ив Робер со своим «Высоким блондином» и Ришару с той минуты можно было не беспокоиться о свой карьере и непостоянстве своей славы.
В принципе, дав такой мощный толчок своей карьере, Ришар мог бы остановиться и больше не снимать «под себя» фильмов — от предложений и сценариев, написанных «специально для Ришара» не было отбоя, но тут к актеру пришло осознание того, что расти в так удачно найденной комической маске ему не дают, до Вебера и качественно новой «Игрушки», поднявшей актера на небывалую ступень эволюции, было еще далеко, а хотелось уже не просто насмешить забавным трюком или смешной гримасой, но и говорить об интересующих тебя проблемах, об актуальном, жизненно необходимом, волнующем.
В «Я ничего не знаю, но скажу все» Ришар пытается нащупать золотую середину между социальным и эксцентрическим, что получается, у него, как у режиссера, пока лишь местами. Фильм, оставаясь на почве дурашливых и легких комедий, активно стремится к сатирическому и манифестному началам, но зачастую пробуксовывает, въезжая на незнакомую ему территорию и далеко не всегда выполняет свое плакатное назначение, будучи при этом отличным развлекательным фильмом, который, пожалуй, никто так и не принял всерьез. Безусловно, в этом вина Ришара-режиссера, не сумевшего четко сбалансировать смешное с трагичным и умное с глупым, выбравшего для разговора с публикой не совсем правильную форму и не совсем то время, и толком не разобравшегося, чего он хочет больше — рассмешить или заставить задуматься. В лучшем виде это у него начнет получаться лишь через пару лет и лишь под чутким руководством гениального Франсиса Вебера.
Стихийные фарсы, беззаботные и непринужденные, были в то время честно и с большим трудом завоеванной территорией Пьера Ришара, и в моментах, где он возвращается в «землю обетованную» — он просто фонтанирует. Вообще в этом фильме Ришар берет на себя роль площадного скомороха или королевского шута, который, пользуясь клеймом дурака, может бесстрашно говорить правду в лицо грозным и беспощадным правителям. Другие бы за это жестоко поплатились, а Ришару можно — что взять с дурака?
Всегда стоящий на левых позициях, Ришар, поднимая тему во многом автобиографическую (родители Пьера были состоятельными аристократами, которые отказали своему отпрыску в финансировании, узнав о том, что он хочет стать актером), разводит костер, на котором, по его мнению, должны сгореть «сильные мира сего», но при этом не стесняется и самоиронии, показывая в собственном образе — неловкого простофили, безуспешно пытающегося проникнуть в стан классовых врагов и быть там своим человеком — французскую интеллигенцию времен «пражской весны», агонизирующую от полной неспособности что-либо предпринять и изменить, оставляя себе право наблюдать за происходящим со стороны и рефлексировать, пытаясь понять причины происходящего.
Ришар приводит много метких символических моментов, почти страшных: это и семейственное единение поставщиков оружия со странами-покупательницами и с религиозными деятелями, и слабые попытки сочувствующего интеллигента Пьера объединиться с рабочим классом, и полный крах этого предприятия, и поднимающаяся до хорошей сатиры сцена на бирже труда, и, безусловно, истерический смех главного героя в финале, где все происходит само по себе, почти без участия так активно стремящегося изменить ситуацию Пьера. Именно такой и и только такой могла быть концовка в фильме хиппующего социалиста Ришара, уверенного, что милитаризм, бюрократия, лжедемократия и т. д. должны изжить сами себя. А «слабым» и «сочувствующим», но так и не определившемся в выборе своей роли в этом конфликте, вроде Пьера, остается лишь смеяться — так громко, чтоб никто не заметил слез.
Кроме того, Ришар активно поднимает исконную проблему отцов и детей, противопоставляя поколение «детей цветов» и эпохи «Забриски пойнта» — канонически укрепившемуся в позиции «сильные всегда правы» старшему поколению, прошедшему войну, оккупацию и живущему совсем другими категориями. И уже не в первый раз приглашает для создания этого контраста маститого актера «старой школы» Бернара Блие, даже сама манера игры которого резко дисгармонирует с манерой игры Ришара. В сущности, Ришар в чем-то пытается проникнуть на территорию Годара и других мэтров «новой волны», но попытки эти примерно так же успешны, как и попытки его героя слиться с пролетариями.
Кроме того, Ришар сам иногда путается в многообразии собственных мыслей и часто низводит их до бездумного фарса, отчаянно комикуя и перемежая отличные сатирические эпизоды, не лишенные стиля, вкуса и тонкости, буффонными номерами в духе немого кино и группы «Шарло», которая, кстати, в полном составе появляется в одном из эпизодов, видимо, отдавая дань близкой фильму Ришара по духу и теме картине «Новобранцы идут на войну», более легковесной и зубоскальной.
Безусловно, для Пьера Ришара этот фильм был шагом вперед, попыткой отступиться от намертво приклеившейся маски «рассеянного» и «высокого блондина» и донести до зрителя через смех серьезное и глубокое. Нельзя сказать, что получилась полноценная пощечина, скорее — легка оплеуха, лишь частично достигшая цели. С другой стороны, режиссерское искусство Ришара к тому времени не было столь высокого уровня, чтоб создать полноценное сатирическое кино, да и страсть Ришара к клоунским эскападам уж больно велика, и отступиться от нее, будучи полноправным создателем фильма, он оказался не в силах. Ришар-актер в этом фильме переиграл Ришара-режиссера и манипулировал им, не всегда в лучшую для последнего сторону. Многие стремления пропадают втуне, и Ришар так и остается, как и в названии фильма, «ничего не знающим, но говорящим все». Между смешным и трагичным нет баланса. Дисбаланс, однако, не фатален. Да и вообще ришаровский юмор, запоминающаяся музыка и провокационная тема заставляют зрителей смеяться, любить этот фильм, местами задумываться и даже испытывать состояние глубокого, хоть и мимолетного счастья."
"В этом замечательном комедийном, да к тому же и французском кинофильме есть всё, что только душе зрителя угодно — и шутки, и смех, и неугомонное веселье, сопровождающее просмотр ленты, а также наделяющее Вас приподнятым настроением и ощущением лёгкости на неограниченно долгое время… По крайней мере, каждый раз, смотря и пересматривая эту ленту, я всё более убеждаюсь, что фильм является достойным представителем французской комедии, классики иностранного кино. Более того, в картине главная роль отведена одному из великих и ярких комиков 20 века — неподражаемому и очень весёлому Пьеру Ришару, который находит способы и методы, дабы держать зрителя в непрерывной агонии смеха, радости и ликования от увиденного на экране.
… А всё начиналось, как обычный семейный разговор: «Кем быть, кем стать, и кем работать сыну оружейного барона?» Ну конечно, излишни вопросы, если отец трактует своё видение будущего сына, однако, если сын, которому — ни много, ни мало — перевалило за 30, тоже начинает спорить, не избежать противостояния. Однако, не такого жестокого, как могут предположить зрители, — противостояния, полного смеха, неожиданных и комичных ситуаций, до боли смешных и исполненных смысла. В итоге выходит, что никто не вправе навязывать чужое мнение другим, даже своим близким — человек сам по себе волен, и принудить, к чему-то заставить и приучить — дело практически бесполезное. Но это зависит ещё и от человека, от степени его стойкости и возможности противостоять напору извне. Сильным, стойким и самоуверенным оказывается сынок оружейного магната, не желающий ни под каким предлогом продолжать бизнес отца, который так хочет, чтобы его отпрыск пошёл по его стопам! Но не тут-то было…
Да, вечная проблема отцов и детей, так замечательно раскрытая в одноименной повести И. С. Тургенева, тема, которую раскрывал в своё время Н. В. Гоголь, создавая роман про известного ныне Тараса Бульбу. Что интересно, то это тема вечная — одни хотят одного, смотря на мир своими глазами, а другие — совсем иначе, даже не представляя, как можно реализовать или воплотить в реальность мысли других. И так всё время, когда возникает камень преткновения, проблемный вопрос, который, к сожалению, не решишь отмахнувшись. А вот прихождение к взаимному соглашению, тому самому консенсусу, как это ни странно, бывает редко, хотя… Как говорится, в мире есть вещи, которые недосягаемы ни физически, ни духовно, однако и их можно одолеть при правильном подходе. Невозможное — возможно, в конце-концов!..
Вот и этот фильм ярко, живительно, с огоньком и юмором преподносит актуальные и важные мысли, выставляя знакомые каждому человеку ситуации в таком неожиданном свете и под таким углом, что, порой, смех опережает мысль на довольно долгое время, и этому радуешься, это воспринимаешь с улыбкой и энтузиазмом. Проще сказать, фильм этот несёт в себе всё то необходимое, чтобы, посмотрев его вместе со своей семьёй, где-то простить, где-то прийти к общему решению, а где-то просто помириться, если находитесь по разную сторону баррикад. Это несложно, потому что фильм к этому как нельзя располагает!..
Гениально, великолепно, выше всяких оценок!.."
"И хочется кричать на всю планету:
Не допущу военного огня!
Я сына так люблю,
Пускай мой сын переживет меня!
Удивляюсь. Каждый раз. Насколько же ловко французам удается укатать в комедию социальные проблемы.
Смотришь, смеешься. Смеешься по-настоящему, от души. И ведь действительно очень смешно. А если сделать паузу и призадуматься — так грустно, аж плакать хочется. Столько социальной грязи сразу вытащено на свет, и так умело обсмеяно, что душа радуется.
Иными словами, « Я ничего не знаю, но скажу все» — это смех сквозь слезы. И при этом смех невероятно глубокомысленный, продуманный, одушевленный.
Например, есть в фильме сцена, когда герой Пьера Ришара рассказывает покупателям отца, что такое базука. Наблюдать ее просто покатываешься от смеха, а потом вдруг понимаешь, что все, что говорит Пьер — правда, и вот тут становится страшно и как-то душевно больно. И ты в одно мгновение становишься необыкновенно солидарна со всем миром, где люди протестуют против войны.
Сказать, что фильм откровенно антимилитаристический, значит, будет сказать о нем ПРАВДУ с большой буквы. И в то же время, я еще раз повторюсь, сказав, что это еще и очень смешная комедия.
Но есть здесь и момент, во время которого я всегда плачу. Это когда отец и дяди заставляют маленького Пьера играть в войну, и стреляют в плюшевого медвежонка, которого мальчик держит на руках. Вот тут я не то чтобы плачу, я буквально вою.
Вот так.
В конце-концов, французы всегда умели снимать стоящие фильмы, где каждый может найти что-то для себя, и унести частичку фильма в своей душе. Навсегда.
Любимый фильм. Дальше — без комментариев."
В принципе, дав такой мощный толчок своей карьере, Ришар мог бы остановиться и больше не снимать «под себя» фильмов — от предложений и сценариев, написанных «специально для Ришара» не было отбоя, но тут к актеру пришло осознание того, что расти в так удачно найденной комической маске ему не дают, до Вебера и качественно новой «Игрушки», поднявшей актера на небывалую ступень эволюции, было еще далеко, а хотелось уже не просто насмешить забавным трюком или смешной гримасой, но и говорить об интересующих тебя проблемах, об актуальном, жизненно необходимом, волнующем.
В «Я ничего не знаю, но скажу все» Ришар пытается нащупать золотую середину между социальным и эксцентрическим, что получается, у него, как у режиссера, пока лишь местами. Фильм, оставаясь на почве дурашливых и легких комедий, активно стремится к сатирическому и манифестному началам, но зачастую пробуксовывает, въезжая на незнакомую ему территорию и далеко не всегда выполняет свое плакатное назначение, будучи при этом отличным развлекательным фильмом, который, пожалуй, никто так и не принял всерьез. Безусловно, в этом вина Ришара-режиссера, не сумевшего четко сбалансировать смешное с трагичным и умное с глупым, выбравшего для разговора с публикой не совсем правильную форму и не совсем то время, и толком не разобравшегося, чего он хочет больше — рассмешить или заставить задуматься. В лучшем виде это у него начнет получаться лишь через пару лет и лишь под чутким руководством гениального Франсиса Вебера.
Стихийные фарсы, беззаботные и непринужденные, были в то время честно и с большим трудом завоеванной территорией Пьера Ришара, и в моментах, где он возвращается в «землю обетованную» — он просто фонтанирует. Вообще в этом фильме Ришар берет на себя роль площадного скомороха или королевского шута, который, пользуясь клеймом дурака, может бесстрашно говорить правду в лицо грозным и беспощадным правителям. Другие бы за это жестоко поплатились, а Ришару можно — что взять с дурака?
Всегда стоящий на левых позициях, Ришар, поднимая тему во многом автобиографическую (родители Пьера были состоятельными аристократами, которые отказали своему отпрыску в финансировании, узнав о том, что он хочет стать актером), разводит костер, на котором, по его мнению, должны сгореть «сильные мира сего», но при этом не стесняется и самоиронии, показывая в собственном образе — неловкого простофили, безуспешно пытающегося проникнуть в стан классовых врагов и быть там своим человеком — французскую интеллигенцию времен «пражской весны», агонизирующую от полной неспособности что-либо предпринять и изменить, оставляя себе право наблюдать за происходящим со стороны и рефлексировать, пытаясь понять причины происходящего.
Ришар приводит много метких символических моментов, почти страшных: это и семейственное единение поставщиков оружия со странами-покупательницами и с религиозными деятелями, и слабые попытки сочувствующего интеллигента Пьера объединиться с рабочим классом, и полный крах этого предприятия, и поднимающаяся до хорошей сатиры сцена на бирже труда, и, безусловно, истерический смех главного героя в финале, где все происходит само по себе, почти без участия так активно стремящегося изменить ситуацию Пьера. Именно такой и и только такой могла быть концовка в фильме хиппующего социалиста Ришара, уверенного, что милитаризм, бюрократия, лжедемократия и т. д. должны изжить сами себя. А «слабым» и «сочувствующим», но так и не определившемся в выборе своей роли в этом конфликте, вроде Пьера, остается лишь смеяться — так громко, чтоб никто не заметил слез.
Кроме того, Ришар активно поднимает исконную проблему отцов и детей, противопоставляя поколение «детей цветов» и эпохи «Забриски пойнта» — канонически укрепившемуся в позиции «сильные всегда правы» старшему поколению, прошедшему войну, оккупацию и живущему совсем другими категориями. И уже не в первый раз приглашает для создания этого контраста маститого актера «старой школы» Бернара Блие, даже сама манера игры которого резко дисгармонирует с манерой игры Ришара. В сущности, Ришар в чем-то пытается проникнуть на территорию Годара и других мэтров «новой волны», но попытки эти примерно так же успешны, как и попытки его героя слиться с пролетариями.
Кроме того, Ришар сам иногда путается в многообразии собственных мыслей и часто низводит их до бездумного фарса, отчаянно комикуя и перемежая отличные сатирические эпизоды, не лишенные стиля, вкуса и тонкости, буффонными номерами в духе немого кино и группы «Шарло», которая, кстати, в полном составе появляется в одном из эпизодов, видимо, отдавая дань близкой фильму Ришара по духу и теме картине «Новобранцы идут на войну», более легковесной и зубоскальной.
Безусловно, для Пьера Ришара этот фильм был шагом вперед, попыткой отступиться от намертво приклеившейся маски «рассеянного» и «высокого блондина» и донести до зрителя через смех серьезное и глубокое. Нельзя сказать, что получилась полноценная пощечина, скорее — легка оплеуха, лишь частично достигшая цели. С другой стороны, режиссерское искусство Ришара к тому времени не было столь высокого уровня, чтоб создать полноценное сатирическое кино, да и страсть Ришара к клоунским эскападам уж больно велика, и отступиться от нее, будучи полноправным создателем фильма, он оказался не в силах. Ришар-актер в этом фильме переиграл Ришара-режиссера и манипулировал им, не всегда в лучшую для последнего сторону. Многие стремления пропадают втуне, и Ришар так и остается, как и в названии фильма, «ничего не знающим, но говорящим все». Между смешным и трагичным нет баланса. Дисбаланс, однако, не фатален. Да и вообще ришаровский юмор, запоминающаяся музыка и провокационная тема заставляют зрителей смеяться, любить этот фильм, местами задумываться и даже испытывать состояние глубокого, хоть и мимолетного счастья."
"В этом замечательном комедийном, да к тому же и французском кинофильме есть всё, что только душе зрителя угодно — и шутки, и смех, и неугомонное веселье, сопровождающее просмотр ленты, а также наделяющее Вас приподнятым настроением и ощущением лёгкости на неограниченно долгое время… По крайней мере, каждый раз, смотря и пересматривая эту ленту, я всё более убеждаюсь, что фильм является достойным представителем французской комедии, классики иностранного кино. Более того, в картине главная роль отведена одному из великих и ярких комиков 20 века — неподражаемому и очень весёлому Пьеру Ришару, который находит способы и методы, дабы держать зрителя в непрерывной агонии смеха, радости и ликования от увиденного на экране.
… А всё начиналось, как обычный семейный разговор: «Кем быть, кем стать, и кем работать сыну оружейного барона?» Ну конечно, излишни вопросы, если отец трактует своё видение будущего сына, однако, если сын, которому — ни много, ни мало — перевалило за 30, тоже начинает спорить, не избежать противостояния. Однако, не такого жестокого, как могут предположить зрители, — противостояния, полного смеха, неожиданных и комичных ситуаций, до боли смешных и исполненных смысла. В итоге выходит, что никто не вправе навязывать чужое мнение другим, даже своим близким — человек сам по себе волен, и принудить, к чему-то заставить и приучить — дело практически бесполезное. Но это зависит ещё и от человека, от степени его стойкости и возможности противостоять напору извне. Сильным, стойким и самоуверенным оказывается сынок оружейного магната, не желающий ни под каким предлогом продолжать бизнес отца, который так хочет, чтобы его отпрыск пошёл по его стопам! Но не тут-то было…
Да, вечная проблема отцов и детей, так замечательно раскрытая в одноименной повести И. С. Тургенева, тема, которую раскрывал в своё время Н. В. Гоголь, создавая роман про известного ныне Тараса Бульбу. Что интересно, то это тема вечная — одни хотят одного, смотря на мир своими глазами, а другие — совсем иначе, даже не представляя, как можно реализовать или воплотить в реальность мысли других. И так всё время, когда возникает камень преткновения, проблемный вопрос, который, к сожалению, не решишь отмахнувшись. А вот прихождение к взаимному соглашению, тому самому консенсусу, как это ни странно, бывает редко, хотя… Как говорится, в мире есть вещи, которые недосягаемы ни физически, ни духовно, однако и их можно одолеть при правильном подходе. Невозможное — возможно, в конце-концов!..
Вот и этот фильм ярко, живительно, с огоньком и юмором преподносит актуальные и важные мысли, выставляя знакомые каждому человеку ситуации в таком неожиданном свете и под таким углом, что, порой, смех опережает мысль на довольно долгое время, и этому радуешься, это воспринимаешь с улыбкой и энтузиазмом. Проще сказать, фильм этот несёт в себе всё то необходимое, чтобы, посмотрев его вместе со своей семьёй, где-то простить, где-то прийти к общему решению, а где-то просто помириться, если находитесь по разную сторону баррикад. Это несложно, потому что фильм к этому как нельзя располагает!..
Гениально, великолепно, выше всяких оценок!.."
"И хочется кричать на всю планету:
Не допущу военного огня!
Я сына так люблю,
Пускай мой сын переживет меня!
Удивляюсь. Каждый раз. Насколько же ловко французам удается укатать в комедию социальные проблемы.
Смотришь, смеешься. Смеешься по-настоящему, от души. И ведь действительно очень смешно. А если сделать паузу и призадуматься — так грустно, аж плакать хочется. Столько социальной грязи сразу вытащено на свет, и так умело обсмеяно, что душа радуется.
Иными словами, « Я ничего не знаю, но скажу все» — это смех сквозь слезы. И при этом смех невероятно глубокомысленный, продуманный, одушевленный.
Например, есть в фильме сцена, когда герой Пьера Ришара рассказывает покупателям отца, что такое базука. Наблюдать ее просто покатываешься от смеха, а потом вдруг понимаешь, что все, что говорит Пьер — правда, и вот тут становится страшно и как-то душевно больно. И ты в одно мгновение становишься необыкновенно солидарна со всем миром, где люди протестуют против войны.
Сказать, что фильм откровенно антимилитаристический, значит, будет сказать о нем ПРАВДУ с большой буквы. И в то же время, я еще раз повторюсь, сказав, что это еще и очень смешная комедия.
Но есть здесь и момент, во время которого я всегда плачу. Это когда отец и дяди заставляют маленького Пьера играть в войну, и стреляют в плюшевого медвежонка, которого мальчик держит на руках. Вот тут я не то чтобы плачу, я буквально вою.
Вот так.
В конце-концов, французы всегда умели снимать стоящие фильмы, где каждый может найти что-то для себя, и унести частичку фильма в своей душе. Навсегда.
Любимый фильм. Дальше — без комментариев."