13
янв
2011

Гении и злодеи. Роберт Вуд (2009)

Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: Юлия Маврина
Жанр: биографии, личности
Продолжительность: 00:25:55
Год выпуска: 2009
В ролях: Лев Николаев
Описание: Роберт Вуд – американский физик, "отец современной оптики" - знаменит как гений эксперимента. И очень часто эксперименты его носили характер эксцентричный.

Он бесконечно экспериментировал со взрывоопасными веществами, а однажды (с научной целью!) попробовал наркотик, чтобы записать свои галлюцинации…

1 февраля 1930 года в Академии Наук СССР решали сложнейшую головоломку – принимать ли в почетные иностранные члены американского физика Роберта Вуда? Вообще-то, имя этого ученого было известно во всем мире. Чуть ли не каждую неделю американские и европейские газеты делали его героем своих заметок. Но то-то и оно, что в этих заметках описывались не только его научные достижения… но и скандалы, розыгрыши, сомнительные проекты, в которых участвовал этот американец… Однажды он даже умудрился провезти контрабанду в Россию - книги Толстого, запрещенные на родине писателя. А потом Вуд отправился покорять просторы Сибири, где почти на каждом шагу попадал в "истории"…


Видео: 720x544 (1.32:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~2055 kbps avg, 0.21 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Доп.информация
А еще он славился тем, что умел задействовать в своих экспериментах все, что попадется под руку. Фотографический телескоп, с помощью которого он (первый в мире!) сделал снимки Луны в ультрафиолетовых лучах, состоял из многих предметов. В том числе, из печной трубы, велосипедной рамы и… цементной плиты, которую Вуд нашел на старом кладбище…

Первая скандальная заметка о деяниях Роберта Вуда:"4 июля 1883 года навсегда вошло в историю города Бостон. Когда жители города собрались на традиционный фейерверк по случаю Дня независимости, на центральной площади города произошел взрыв".

Расследование ни к чему не привело, ведь полицейским даже в голову не пришло допросить 15-летнего Роберта Вуда, сына богатого буржуа. Мальчишка учился в школе из рук вон плохо, а чтобы устроить такой взрыв, требовалось знание химии. О том, что Роберт давно экспериментирует с взрывоопасными веществами, не знали ни его друзья, ни родители. Ему все сошло с рук. Впрочем, устраивая этот взрыв, Роберт не думал о последствиях. Ему просто хотелось сделать жизнь обитателей Бостона хоть чуть-чуть интереснее, и он добился своего - целую неделю в городе все говорили только о взрыве.

В 1887 году Роберт по настоянию родителей поступил в Гарвардский университет, и опять попал в число самых отстающих студентов. Бесконечные переэкзаменовки, споры с профессорами, бесконечный поиск самого себя. Ему было скучно зубрить то, что написано в учебниках – другое дело, открывать что-то новое самому. Например, смешав абсолютно несмешиваемые вещества, спровоцировать взрыв в химической лаборатории. Или после лекции по психологии о галлюцинациях накуриться гашиша и составить подробный отчет о своих ощущениях. Профессора хватались за голову, называли Вуда блуждающей лисицей, которая не желает никому подчиняться. Тем не менее, ему удалось закончить Гарвард.

Всемирно известным Вуд стал после того, как помог Америке сэкономить большую сумму. Зима в тот год была очень суровой, все водопроводные трубы замерзли, и чтобы отогреть их паром, приходилось зажигать костры на каждом перекрестке. В стране начались массовые пожары. Именно тогда молодому преподавателю из Мэдисонского университета Роберту Вуду пришла в голову гениальная по простоте идея – отогревать трубы не с помощью пара, а электричеством. Вскоре вся Америка, а за ней и весь мир перешел на электрический метод отогрева труб. За это изобретение Мэдисонский университет получил от правительства премию в размере 200 тысяч долларов, а Вуда перевели с должности преподавателя на должность помощника профессора. И это было первое серьезное повышение за 5 лет с того самого дня, когда он закончил Гарвард.

Со своей женой Роберт познакомился, когда еще учился в Гарварде. Гертруда Энс приехала из Калифорнии погостить к своим дальним родственникам, родителям Вуда. Увидев ее, Роберт сразу подумал: "Чтобы завоевать ее сердце, нужен нестандартный подход". Во время поездки на санях Гертруда замерзла, и Вуд сказал: "Хорошо бы достать бутылку с горячей водой. И я сейчас сделаю ее". Роберт вынул из-под сиденья бутылку, на три четверти полную холодной воды, потом достал оттуда же флакон с серной кислотой и налил ее в воду. Через 10 секунд бутылка так нагрелась, что ее нельзя было держать в руках. После таких ухаживаний Гертруда была сражена наповал. В 1892 году Роберт и Гертруда поженились.

А через 4 года Вуд уехал в Россию. На это путешествие Вуда подбил его друг, американский журналист Франк Виллард. Журналисту заказали ряд статей о Транссибирской магистрали, а кроме того, он хотел отвезти Льву Толстому его книги, которые издавались на Западе. Вуд, который никогда не был в России, согласился. Но когда они оказались на границе, Виллард признался, что книги Толстого на Родине великого писателя запрещены. "Значит, придется провозить их контрабандой", - хладнокровно ответил Вуд и принялся привязывать книги к телу под пальто. Как ни странно, но российские таможенники ничего не заметили. Запрещенные книги были переданы по назначению, а Вуд и Виллард отправились покорять просторы Сибири.

Увлечение Вуда физической оптикой началось случайно. В Мэдисонском университете ему предложили прочесть курс лекций по этой дисциплине. Вуд не был уверен в глубине своих знаний, и чтобы не ударить перед студентами лицом в грязь, ночи напролет читал литературу по своему предмету. Он вскоре понял, что книга "Теория света" Томаса Престона, которая рекомендована для подготовки к лекциям, безнадежно устарела. Роберт решил сделать оптическую физику своей специальностью и впервые в жизни довел начатое дело до конца - написал на эту тему новый учебник, который принес ему всемирную славу.

Его "Физическая оптика" стала учебником №1 во многих европейских университетах, куда Вуда все чаще и чаще приглашали с лекциями. Ассоциации ученых разных стран присуждали ему почетные звания, он был желанным гостем на вручении Нобелевских премий. Впрочем, когда ему задавали вопрос: "Что в Стокгольме произвело на вас самое сильное впечатление?" Вуд отвечал: "Представляете, в моем номере не было ванной".

В конце 1911 года Вуд построил огромный спектроскоп, оптический прибор для наблюдения спектров излучения, а затем куда-то уехал. Когда же вернулся, то заметил, что вся внутренняя часть трубы покрыта паутиной. Не долго думая, Вуд схватил свою кошку, затолкал животное в трубу и закрыл вход. Кошке не оставалось ничего другого, как ползти по туннелю к свету, очищая собой спектроскоп от паутины. Вуд умел задействовать в своих экспериментах все, что попадается под руку. Его фотографический телескоп, с помощью которого он сделал снимки Луны в ультрафиолетовых лучах, состоял из кварцевой линзы, печной трубы, велосипедной рамы и цементной плиты, которую Вуд нашел на старом кладбище.

Коллеги-физики относились к Вуду с большим скептицизмом. Но когда молодой ученый опубликовал результаты своих исследований по оптическим свойствам натрия, скептицизм перерос в неподдельное смятение. "Мы, конечно, догадывались, что атом более сложен, чем рояль, - растерянно бормотали именитые физики. – Но не настолько же!" Смятение в умах ученых продолжалось вплоть до 1913 года, пока Нобелевский лауреат датский физик Нильс Бор не сформулировал основы современной теории атома. Причем в своей статье Бор особо подчеркнул, что самое совершенное подтверждение его теории – это работы Вуда с натрием. Вуд был счастлив. Правда, недолго.

Вскоре началась Первая мировая война. Вместе с другими учеными он работал в Бюро изобретений в Париже, и за несколько лет создал целый ряд незаменимых для армии вещей – паутинную гранату, антиторпедный воздушный мешок, внедрил в практику инфракрасные сигнальные устройства. А еще именно Вуд первый в мире предложил использовать природный механизм локации тюленей для усовершенствования гидрофонов - приборов для подслушки шума винтов подлодок. За эти изобретения штатский специалист Вуд получил чин майора, а затем и вовсе добился отправки на действующий фронт. Правда, в армии ему не слишком понравилось: Вуд в свои 50 лет никак не мог привыкнуть к военной дисциплине. В конце концов, получив французский военный крест, вернулся в Соединенные Штаты. И вновь занялся сомнительными проектами - пытался публично разоблачить экстрасенсов и лжеизобретателей. Когда ему говорили, что он зря тратит время, ответ был один: "Ненавижу, когда людей надувают".

Из дневника Роберта Вуда: "Я вновь пытаюсь доказать всему миру, что я чего-то стою. Но опять, похоже, делаю что-то не так. В год выходит не меньше 15 моих научных работ, но люди, услышав мою фамилию, говорят: "А! Это тот самый детский писатель". А ведь я написал всего только одну детскую книжку. Хорошо еще, что художником не называют, ведь я эту книгу сам и проиллюстрировал". Книга Вуда "Как отличить птиц от цветов", где автор обыграл созвучие англоязычных названий, совсем не понравилась американским критикам. А вот обыватели ее моментально раскупили. В результате книга переиздавалась еще 18 раз. Один экземпляр Вуд даже отослал президенту США Теодору Рузвельту. Тот ответил благодарным письмом и выразил желание прочесть другие книги того же автора. Роберт Вуд отправил главе государства свою "Физическую оптику", но ответа от президента так и не дождался.

А с 1920 года имя Роберта Вуда все чаще и чаще стало появляться в криминальной хронике. Его сравнивали с Шерлоком Холмсом и не только потому, что Вуд курил трубку. Все началось с газетной заметки, в которой сообщалось, что 15 сентября 1920 года в 12:00 на углу Уолл-Стрит перед пробирной палатой была взорвана бомба, спрятанная в фургоне. В результате этого происшествия погибло 39 человек, было ранено не меньше 400.

Полиция попыталась найти хоть какую-то зацепку, но все было безрезультатно, пока кто-то из следователей не вспомнил о Вуде, назвав его "человеком, который знает о взрывах все". И Вуда пригласили выступить в роли полицейского эксперта, В скором времени по деталям, собранным с места происшествия, он сумел не только реконструировать бомбу, но и сообщить, на каком заводе бомба была изготовлена. Эта информация и помогла полиции найти преступника. С тех самых пор редкое расследование, связанное с взрывами и поджогами в Америке, обходилось без участия Вуда.

1 февраля 1930 года блестящий американский физик-экспериментатор был принят в почетные члены Академии наук СССР. И это было одно из немногих исключений, сделанных для западно-буржуазных ученых. Очень важную роль в этом событии сыграл Петр Капица - молодой советский физик, который в то время работал в Кембридже у Резерфорда. Он сказал: "Роберт Вуд – величайший экспериментатор нашего времени. И хоть я лично с ним не знаком, я считаю его своим учителем".

Капица даже не предполагал, что весьма скоро судьба сведет его с Робертом Вудом при самых необычных обстоятельствах. Встречу двух величайших экспериментаторов своего времени устроил профессор Резерфорд. Резерфорд еще в 1921 году взял под свое крыло молодого советского физика Петра Капицу и так гордился экспериментальным искусством своего ученика, что решил продемонстрировать его успехи перед Вудом. Резерфорд попросил придумать нечто сногсшибательное, и Капица изготовил специальный сосуд в форме рюмки, заполнил ее жидким кислородом, опустил туда стеклянную палочку и все это поместил в установку.

После завершения опыта Вуд протягивает руку, берет рюмочку с остатками кислорода, говорит Капице: "Ваше здоровье!" и выпивает жидкий кислород. Все с ужасом смотрят на это. Проходит несколько секунд, Вуд выплевывает кислород, который находился у него в сфероидальном состоянии во рту. Опоздай Вуд на доли секунды, все могло закончиться весьма плачевно. Но Вуд все рассчитал правильно: у него была цель – кто здесь король эксперимента – и он достиг этой цели.

Роберт Вуд прожил на свете 87 лет и умер в собственном доме, окруженный преданными домочадцами. До глубокой старости он читал лекции в университете. Но теперь он не таскал с собой чемодан с химической посудой и газовыми горелками. Ему уже не нужно было доказывать, что он настоящий ученый – все и так об этом знали.

Роберт Вуд – американский физик, "отец современной оптики" - знаменит как гений эксперимента. И очень часто эксперименты его носили характер эксцентричный. Он бесконечно экспериментировал со взрывоопасными веществами, а однажды (с научной целью!) попробовал наркотик, чтобы записать свои галлюцинации…
1 февраля 1930 года в Академии Наук СССР решали сложнейшую головоломку – принимать ли в почетные иностранные члены американского физика Роберта Вуда? Вообще-то, имя этого ученого было известно во всем мире. Чуть ли не каждую неделю американские и европейские газеты делали его героем своих заметок. Но то-то и оно, что в этих заметках описывались не только его научные достижения… но и скандалы, розыгрыши, сомнительные проекты, в которых участвовал этот американец… Однажды он даже умудрился провезти контрабанду в Россию - книги Толстого, запрещенные на родине писателя. А потом Вуд отправился покорять просторы Сибири, где почти на каждом шагу попадал в "истории"…
А еще он славился тем, что умел задействовать в своих экспериментах все, что попадется под руку. Фотографический телескоп, с помощью которого он (первый в мире!) сделал снимки Луны в ультрафиолетовых лучах, состоял из многих предметов. В том числе, из печной трубы, велосипедной рамы и… цементной плиты, которую Вуд нашел на старом кладбище…