15
янв
2008
янв
2008
Дракула Брэма Стокера / Bram Stoker's Dracula (1992)
Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый) , cубтитры: отсутствуют
Формат: DVDRip, AVI, XviD, AC3
Страна: США
Режиссер: Френсис Форд Коппола
Жанр: ужасы, фэнтези, мелодрама
Продолжительность: 02:02:13
Год выпуска: 1992
Слоган фильма: Любовь не умрёт никогда...
В ролях: Гари Олдман, Вайнона Райдер, Энтони Хопкинс, Киану Ривз, Ричард Э. Грант, Кэри Элвис, Билл Кэмпбелл, Сэди Фрост, Том Уэйтс, Моника Беллуччи
Описание: Конец XIX века, Лондон. Молодой юрист Джонатан Харкер и красавица девушка Мина любят друг друга. Джонатан на время вынужден оставить невесту одну и отправиться по делам в Трансильванию к графу Дракуле, желающему приобрести недвижимость в столице Англии. Но Джонатан не знает, кто такой Дракула на самом деле…
Дополнительное описание (забавное)
Раскрыть
Давным-давно, а именно почти пятьсот лет назад, в Трансильвании жил да был достойный джентльмен - можно сказать, граф - Влад Дракула (Гари Олдмен). Как и полагалось в то лихое время, граф круто пировал, а в свободное от пиров время сражался с врагами, которые хотели незваными пробраться на застолье. Но как-то раз на родную дракулью Трансильванию напали зловещие враги - турки. И тут уже стало не до пиров - нужно было защищать свои землевладения, пейзан и полезные ископаемые. Влад простился со своей молодой женой Елизаветой (Уайнона Райдер), надел самые модные в этом сезоне доспехи и отправился воевать...
Воевал граф Дракула круто! Турецким завоевателям он предоставил полный all inclusive: протыкание копьем, разрубание мечом, отрубание палашом, оглоушивание шишаком и - довольно экзотическое в этих краях, но все равно представленное - сшибание палицей. Много-много турков полегло до того момента, пока Дракула не устал от ратных подвигов и не засобирался домой.
А дома - беда! Подлые захватчики прислали Елизавете подметное письмо, в котором уведомили о смерти Влада Дракулы, эсквайра. Елизавета, простая душа, не додумалась проверить ни PGP-fingerprint письма, ни реальный IP отправителя, а просто огорчилась до невозможности, и так на нее это все подействовало, что несчастная покончила с собой посредством падения в реку.
Граф Дракула, вернувшись домой, зело огорчился. Еще бы, после такого славного похода он ожидал накрытые столы и весело щебечущую женушку, а его встретили смерть и запустение. Обиделся тогда Дракула на свою несчастную долю, да и поссорился с Создателем всего сущего насмерть. В результате этого смерть ему не была дарована, и Дракула превратился в вампира, который пьет кровь живых людей и в результате этого снова молодеет. И так - до бесконечности, пока кто-нибудь из умных и прозорливых людей не догадается вырезать ему сердце и отрубить голову, потому что только так этих въедливых созданий и можно успокоить.
Только через четыреста лет Дракула встретился с таким человеком - профессором-оккультистом Ван Хельсингом (Энтони Хопкинс), который умел обращаться с вампирами. Но перед кончиной граф таки нашел свою прежнюю любовь - некую Мину Мюррей (Уайнона Райдер), которая явно стала реинкарнацией столь любезной сердцу Дракулы Елизаветы. У Мины есть женишок - Джонатан Харкер (Киану Ривз), но до жениха ли господину графу, когда он встретил ту, которую давно искал. Кроме того, у Мины есть подружка Люси (Сэди Фрост), кровью которой Дракула сможет как следует омолодиться и принять вполне божеский вид.
***
Фильм Копполы, как это понятно уже из названия, поставлен по весьма известному роману Брэма Стокера. Я этот роман осилил: написано с душой, но читается скучновато. Для фильма произведение изрядно подсократили, и это весьма благотворно повлияло на динамизм повествования: например, в романе я совершенно утомился читать про бесконечные переливания крови от различных любезных мужчин Люси, у которой то венок из чеснока куда-то унесли, то окно оставили открытым, а в фильме они кровь перелили всего один раз, после чего дали тетке достойно умереть, ну то есть окончательно превратиться в носферату.
Главная составляющая фильма Копполы - зрелищность. Это совершенно фантастически снято и потрясающе смотрится, несмотря на то что фильму уже тринадцать лет. В 1993 году "Дракула" был номинирован на четыре Оскара и аж три из них завоевал: лучший грим, лучший художник по костюмам, лучшие видео- и звуковые эффекты. (На призы американской Академии фантастики фильм был номинирован аж по десяти категориям и выиграл пять из них.)
Перед съемками Коппола тщательно изучил многие фильмы о Дракуле и вампирах ("Вампир Носферату" 1922 года, "Дракула" 1931 года, "Не против плоти" 1932 года, "Орфеус" 1949 года, "Охотник на вампиров" 1985 года) и в свой фильм вставил некоторые, так сказать, цитаты из этих картин.
С главной ролью Фрэнсис определился не сразу. На роль Дракулы планировали Энди Гарсиа (того несколько беспокоило количество сексуальных сцен), Гэбриела Бирна, Антонио Бандераса и Вигго Мортенсена. Но в конце концов Коппола остановился на Гари Олдмене, который доставил мэтру немало проблем своим традиционным пьянством во время съемок, однако сыграл Дракулу просто блестяще! Отдавая дань мастерству художников и гримеров, которые то старили, то омолаживали этого персонажа, нужно сказать, что процентов восемьдесят того шикарного впечатления, которое производил Дракула, принадлежат Олдмену - это одна из лучших его ролей.
Уайнона Райдер, судя по всему, изначально планировалась на роль Елизаветы/Мины. Сыграла она вполне неплохо, но мы с котом Бубликом не были сильно впечатлены. Впрочем, когда мы узнали, что Уайнона совершенно не переносила Олдмена и старалась свести общение с ним до минимума, но тем не менее в фильме сумела изобразить какую-никакую всепоглощающую страсть, мы ее зауважали. Пусть мы не до конца поверили в эту страсть, но сыграно было с достоинством - тут не поспоришь. Кроме того, Райдер с Олдменом получили приз MTV за лучший экранный поцелуй, и это тоже свидетельство большого мастерства актрисы.
Второй наиболее заметный и действительно классный персонаж - это профессор тайных сил Ван Хельсинг, которого сыграл Энтони Хопкинс. И тут особенно интересно то, что Ван Хельсинг в фильме предстает довольно юморным старикашкой, который периодически выдает отточенные черноюморные шуточки, чем изрядно разбавляет это мрачное готическое повествование.
В фильме присутствует одно очень интересное действующее лицо - психопат Ренфилд: бывший коллега Джонатана, который съездил в замок к Дракуле и совершенно съехал с глузда. Изначально его должен был играть Стив Бушеми, но потом Коппола дал тому от ворот поворот и пригласил на эту роль весьма известного музыканта Тома Уэйтса (впрочем, Уэйтс как актер до этого снялся в нескольких фильмах, но обычно играл небольшие эпизодические роли). Уэйтс сыграл Ренфилда замечательно - настоящий психопат, страшный и жалкий одновременно.
Многие киноманы недоумевали, почему Коппола взялся за такой странный и весьма своеобразный материал - фильм о вампирах. Ужастики - совершенно не в его стиле, да и не его уровня. А комедию по Брэму Стокеру было снимать - более чем странно. Но Коппола сделал ловкий ход: он угодил и вашим, и нашим. С одной стороны, "Дракула" - это действительно трагедия в готическом стиле, снятая невероятно эффектно, чему способствуют и декорации, и грим, и блестящие постановочные находки. С другой - это романтическая история любви, хотя и с несколько необычными персонажами. Но любовь, пронесенная через четыреста лет, выглядит намного значительнее, чем первая невнятная любовь в школьные годы. Ну и с третьей - благодаря определенной иронии, привнесенной в фильм весьма забавным персонажем Хопкинса да и частично Олдменом, фильм доставляет большое удовольствие тем зрителям (вроде нас с Бубликом), которым все эти любовные истории и вампирьи страшилки - до фонаря.
В итоге - несмотря на своеобразную первооснову, Коппола сделал самую настоящую киноклассику. Это изумительная по постановке сказка, которую смотреть - одно удовольствие. Вы можете вообще не смотреть, например, "Ван Хельсинга" - это поделка-однодневка, несмотря на огромный бюджет и тонну спецэффектов. А вот "Дракулу" Копполы обязательно нужно увидеть, потому что это действительно киноискусство. Высокое киноискусство.
Воевал граф Дракула круто! Турецким завоевателям он предоставил полный all inclusive: протыкание копьем, разрубание мечом, отрубание палашом, оглоушивание шишаком и - довольно экзотическое в этих краях, но все равно представленное - сшибание палицей. Много-много турков полегло до того момента, пока Дракула не устал от ратных подвигов и не засобирался домой.
А дома - беда! Подлые захватчики прислали Елизавете подметное письмо, в котором уведомили о смерти Влада Дракулы, эсквайра. Елизавета, простая душа, не додумалась проверить ни PGP-fingerprint письма, ни реальный IP отправителя, а просто огорчилась до невозможности, и так на нее это все подействовало, что несчастная покончила с собой посредством падения в реку.
Граф Дракула, вернувшись домой, зело огорчился. Еще бы, после такого славного похода он ожидал накрытые столы и весело щебечущую женушку, а его встретили смерть и запустение. Обиделся тогда Дракула на свою несчастную долю, да и поссорился с Создателем всего сущего насмерть. В результате этого смерть ему не была дарована, и Дракула превратился в вампира, который пьет кровь живых людей и в результате этого снова молодеет. И так - до бесконечности, пока кто-нибудь из умных и прозорливых людей не догадается вырезать ему сердце и отрубить голову, потому что только так этих въедливых созданий и можно успокоить.
Только через четыреста лет Дракула встретился с таким человеком - профессором-оккультистом Ван Хельсингом (Энтони Хопкинс), который умел обращаться с вампирами. Но перед кончиной граф таки нашел свою прежнюю любовь - некую Мину Мюррей (Уайнона Райдер), которая явно стала реинкарнацией столь любезной сердцу Дракулы Елизаветы. У Мины есть женишок - Джонатан Харкер (Киану Ривз), но до жениха ли господину графу, когда он встретил ту, которую давно искал. Кроме того, у Мины есть подружка Люси (Сэди Фрост), кровью которой Дракула сможет как следует омолодиться и принять вполне божеский вид.
***
Фильм Копполы, как это понятно уже из названия, поставлен по весьма известному роману Брэма Стокера. Я этот роман осилил: написано с душой, но читается скучновато. Для фильма произведение изрядно подсократили, и это весьма благотворно повлияло на динамизм повествования: например, в романе я совершенно утомился читать про бесконечные переливания крови от различных любезных мужчин Люси, у которой то венок из чеснока куда-то унесли, то окно оставили открытым, а в фильме они кровь перелили всего один раз, после чего дали тетке достойно умереть, ну то есть окончательно превратиться в носферату.
Главная составляющая фильма Копполы - зрелищность. Это совершенно фантастически снято и потрясающе смотрится, несмотря на то что фильму уже тринадцать лет. В 1993 году "Дракула" был номинирован на четыре Оскара и аж три из них завоевал: лучший грим, лучший художник по костюмам, лучшие видео- и звуковые эффекты. (На призы американской Академии фантастики фильм был номинирован аж по десяти категориям и выиграл пять из них.)
Перед съемками Коппола тщательно изучил многие фильмы о Дракуле и вампирах ("Вампир Носферату" 1922 года, "Дракула" 1931 года, "Не против плоти" 1932 года, "Орфеус" 1949 года, "Охотник на вампиров" 1985 года) и в свой фильм вставил некоторые, так сказать, цитаты из этих картин.
С главной ролью Фрэнсис определился не сразу. На роль Дракулы планировали Энди Гарсиа (того несколько беспокоило количество сексуальных сцен), Гэбриела Бирна, Антонио Бандераса и Вигго Мортенсена. Но в конце концов Коппола остановился на Гари Олдмене, который доставил мэтру немало проблем своим традиционным пьянством во время съемок, однако сыграл Дракулу просто блестяще! Отдавая дань мастерству художников и гримеров, которые то старили, то омолаживали этого персонажа, нужно сказать, что процентов восемьдесят того шикарного впечатления, которое производил Дракула, принадлежат Олдмену - это одна из лучших его ролей.
Уайнона Райдер, судя по всему, изначально планировалась на роль Елизаветы/Мины. Сыграла она вполне неплохо, но мы с котом Бубликом не были сильно впечатлены. Впрочем, когда мы узнали, что Уайнона совершенно не переносила Олдмена и старалась свести общение с ним до минимума, но тем не менее в фильме сумела изобразить какую-никакую всепоглощающую страсть, мы ее зауважали. Пусть мы не до конца поверили в эту страсть, но сыграно было с достоинством - тут не поспоришь. Кроме того, Райдер с Олдменом получили приз MTV за лучший экранный поцелуй, и это тоже свидетельство большого мастерства актрисы.
Второй наиболее заметный и действительно классный персонаж - это профессор тайных сил Ван Хельсинг, которого сыграл Энтони Хопкинс. И тут особенно интересно то, что Ван Хельсинг в фильме предстает довольно юморным старикашкой, который периодически выдает отточенные черноюморные шуточки, чем изрядно разбавляет это мрачное готическое повествование.
В фильме присутствует одно очень интересное действующее лицо - психопат Ренфилд: бывший коллега Джонатана, который съездил в замок к Дракуле и совершенно съехал с глузда. Изначально его должен был играть Стив Бушеми, но потом Коппола дал тому от ворот поворот и пригласил на эту роль весьма известного музыканта Тома Уэйтса (впрочем, Уэйтс как актер до этого снялся в нескольких фильмах, но обычно играл небольшие эпизодические роли). Уэйтс сыграл Ренфилда замечательно - настоящий психопат, страшный и жалкий одновременно.
Многие киноманы недоумевали, почему Коппола взялся за такой странный и весьма своеобразный материал - фильм о вампирах. Ужастики - совершенно не в его стиле, да и не его уровня. А комедию по Брэму Стокеру было снимать - более чем странно. Но Коппола сделал ловкий ход: он угодил и вашим, и нашим. С одной стороны, "Дракула" - это действительно трагедия в готическом стиле, снятая невероятно эффектно, чему способствуют и декорации, и грим, и блестящие постановочные находки. С другой - это романтическая история любви, хотя и с несколько необычными персонажами. Но любовь, пронесенная через четыреста лет, выглядит намного значительнее, чем первая невнятная любовь в школьные годы. Ну и с третьей - благодаря определенной иронии, привнесенной в фильм весьма забавным персонажем Хопкинса да и частично Олдменом, фильм доставляет большое удовольствие тем зрителям (вроде нас с Бубликом), которым все эти любовные истории и вампирьи страшилки - до фонаря.
В итоге - несмотря на своеобразную первооснову, Коппола сделал самую настоящую киноклассику. Это изумительная по постановке сказка, которую смотреть - одно удовольствие. Вы можете вообще не смотреть, например, "Ван Хельсинга" - это поделка-однодневка, несмотря на огромный бюджет и тонну спецэффектов. А вот "Дракулу" Копполы обязательно нужно увидеть, потому что это действительно киноискусство. Высокое киноискусство.
Описание Кинопоиск:
Раскрыть
Эта лента Фрэнсиса Форда Копполы — не просто очередная вариация одного из самых экранизируемых сюжетов о графе-вампире из Трансильвании. Имя английского писателя Брэма Стокера, который создал в 1897 году роман «Дракула» и прославился благодаря этому, вынесено в название картины для того, чтобы подчеркнуть следование почти столетней традиции трактовки образа Дракулы и подтвердить пристрастие постановщика к романтически-мистической трактовке событий, чаще всего становившихся лишь поводом для демонстрации внешних ужасов.
Можно вспомнить о том, что ещё в начале своей творческой карьеры всего лишь 24-летний Коппола отдал дань так называемому «готическому направлению» в фильме «Безумие 13», чьё действие происходило в ирландском замке, хоть и в наши времена. А в произведении Брэма Стокера, которое появилось на излёте викторианской эпохи, к тому же и на изломе веков, когда особенно обостряются таинственные, спиритические и потусторонние настроения, американского режиссёра, по всей видимости, прельстила идея проникновения загадочного, непостижимого, варварского и дьявольского в атмосферу чинного, респектабельного мира лондонских аристократов.
Румыния XV столетия времён правления Влада III, прозванного Сажающим на кол, вторгается вместе с неумирающим Дракулой в тихое и благопристойное существование юных британцев Мины и Джонатана, невесты и жениха, которые узнают о наличии запредельных явлений, перевоплощении душ и мучительном отчаянии того, кто бросил вызов Богу за смерть своей возлюбленной несколько веков назад. И с этой точки зрения, версия Копполы — типичная любовная история, ещё одна сказка о «красавице и чудовище» (Мина — как бы новая ипостась любимой девушки Дракулы), воссозданная с голливудским размахом, поистине «от всего сердца».
Но с восторгом восприняв предложение молодой актрисы Уиноны Райдер, как раз сыгравшей Мину и её предыдущее воплощение на свете, с которой он хотел поработать ещё в третьей серии «Крёстного отца», постановщик «Дракулы Брэма Стокера» всё же не ограничился привлекательной для зрителей готической мелодрамой. Он стремился создать Great Spectacle по канонам голливудского Большого стиля, не забыв и об интеллектуальной публике. Поскольку предложил ей своеобразную киноэнциклопедию «дракулизма», в основном ориентируясь на «Носферату, призрак ночи» Вернера Херцога (в свою очередь, это римейк знаменитой ленты «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, снятой ещё в 1922 году в манере немецкого экспрессионизма).
Фрэнсис Форд Коппола поставил истинно постмодернистское кино — не только смешав стили и жанры, наполнив повествование целым рядом литературных, живописных, кинематографических и прочих культурных цитат. Он набрал сознательно интернациональный состав съёмочной группы: оператор Михаэль Балльхаус — немец, снявший 15 картин Райнера Вернера Фассбиндера; композитор Войчех Киляр — поляк, работал с Анджеем Вайдой и Кшиштофом Занусси, был назван Джоном Кейджем «Папой современной музыки»; художник по костюмам Эйко Исиока — японка, которая неоднократно получала призы за свои необычные работы и на этот раз удостоена «Оскара» за костюмы к «Дракуле». Среди исполнителей много англичан — Гэри Олдмен, Энтони Хопкинс, Сэди Фрост, Кэри Элуэз, а трёх невест Дракулы сыграли итальянка Моника Беллуччи, Микаэла Берку из Израиля и румынка Флорина Кендрик.
Но гораздо важнее другое — после ряда провалов и полуудач, будучи вынужденным для улучшения финансового положения специально поставить «Крёстного отца, часть III», Коппола сумел в «Дракуле Брэма Стокера» найти баланс между высокохудожественным и коммерчески-зрелищным. Лента пользовалась неожиданно значительным успехом в прокате, широко обсуждалась в различных кинематографических изданиях, правда, скромнее была встречена на церемонии награждения «Оскарами». И во время её просмотра всё-таки не покидает ощущение, что вопреки немалым претензиям прославленного американского режиссёра на кинематографическое новаторство и философичность произведения, скромный немой шедевр Мурнау был неизмеримо умнее, прозорливее и запредельнее по своей сути.
Эта лента Фрэнсиса Форда Копполы — не просто очередная вариация одного из самых экранизируемых сюжетов о графе-вампире из Трансильвании. Имя английского писателя Брэма Стокера, который создал в 1897 году роман «Дракула» и прославился благодаря этому, вынесено в название картины для того, чтобы подчеркнуть следование почти столетней традиции трактовки образа Дракулы и подтвердить пристрастие постановщика к романтически-мистической трактовке событий, чаще всего становившихся лишь поводом для демонстрации внешних ужасов.
Можно вспомнить о том, что ещё в начале своей творческой карьеры всего лишь 24-летний Коппола отдал дань так называемому «готическому направлению» в фильме «Безумие 13», чьё действие происходило в ирландском замке, хоть и в наши времена. А в произведении Брэма Стокера, которое появилось на излёте викторианской эпохи, к тому же и на изломе веков, когда особенно обостряются таинственные, спиритические и потусторонние настроения, американского режиссёра, по всей видимости, прельстила идея проникновения загадочного, непостижимого, варварского и дьявольского в атмосферу чинного, респектабельного мира лондонских аристократов.
Румыния XV столетия времён правления Влада III, прозванного Сажающим на кол, вторгается вместе с неумирающим Дракулой в тихое и благопристойное существование юных британцев Мины и Джонатана, невесты и жениха, которые узнают о наличии запредельных явлений, перевоплощении душ и мучительном отчаянии того, кто бросил вызов Богу за смерть своей возлюбленной несколько веков назад. И с этой точки зрения, версия Копполы — типичная любовная история, ещё одна сказка о «красавице и чудовище» (Мина — как бы новая ипостась любимой девушки Дракулы), воссозданная с голливудским размахом, поистине «от всего сердца».
Но с восторгом восприняв предложение молодой актрисы Уиноны Райдер, как раз сыгравшей Мину и её предыдущее воплощение на свете, с которой он хотел поработать ещё в третьей серии «Крёстного отца», постановщик «Дракулы Брэма Стокера» всё же не ограничился привлекательной для зрителей готической мелодрамой. Он стремился создать Great Spectacle по канонам голливудского Большого стиля, не забыв и об интеллектуальной публике. Поскольку предложил ей своеобразную киноэнциклопедию «дракулизма», в основном ориентируясь на «Носферату, призрак ночи» Вернера Херцога (в свою очередь, это римейк знаменитой ленты «Носферату, симфония ужаса» Фридриха Вильгельма Мурнау, снятой ещё в 1922 году в манере немецкого экспрессионизма).
Фрэнсис Форд Коппола поставил истинно постмодернистское кино — не только смешав стили и жанры, наполнив повествование целым рядом литературных, живописных, кинематографических и прочих культурных цитат. Он набрал сознательно интернациональный состав съёмочной группы: оператор Михаэль Балльхаус — немец, снявший 15 картин Райнера Вернера Фассбиндера; композитор Войчех Киляр — поляк, работал с Анджеем Вайдой и Кшиштофом Занусси, был назван Джоном Кейджем «Папой современной музыки»; художник по костюмам Эйко Исиока — японка, которая неоднократно получала призы за свои необычные работы и на этот раз удостоена «Оскара» за костюмы к «Дракуле». Среди исполнителей много англичан — Гэри Олдмен, Энтони Хопкинс, Сэди Фрост, Кэри Элуэз, а трёх невест Дракулы сыграли итальянка Моника Беллуччи, Микаэла Берку из Израиля и румынка Флорина Кендрик.
Но гораздо важнее другое — после ряда провалов и полуудач, будучи вынужденным для улучшения финансового положения специально поставить «Крёстного отца, часть III», Коппола сумел в «Дракуле Брэма Стокера» найти баланс между высокохудожественным и коммерчески-зрелищным. Лента пользовалась неожиданно значительным успехом в прокате, широко обсуждалась в различных кинематографических изданиях, правда, скромнее была встречена на церемонии награждения «Оскарами». И во время её просмотра всё-таки не покидает ощущение, что вопреки немалым претензиям прославленного американского режиссёра на кинематографическое новаторство и философичность произведения, скромный немой шедевр Мурнау был неизмеримо умнее, прозорливее и запредельнее по своей сути.
Рейтинг на IMDB: Рейтинг на КИНОПОИСКЕ: Рейтинг MPAA:
Видео: 672x368 (1.83:1), 25 fps, XviD 1.2 beta 1 (build 43) ~1207 kbps avg, 0.20 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, ~384 kbps
26.02.2010 редактировал оформление sofds