11
окт
2008

ВАЛААМ - ЗА ЦАРЯ, ЗА РУСЬ СВЯТУЮ! Гимны и песни российской императорской армии Мужской хор Института певчес (2001)


Формат: APE, (image + .cue), lossless
Год выпуска: 2001
Страна: Россия
Жанр: Хоровое пение
Продолжительность: 58:08
Описание: 01. Царь могучий! [0:02:32.05]
02. Споемте песню полковую! [0:03:07.51]
03. По всему Кавказу про нас слава ходит! [0:02:18.71]
04. Слава вам, герои Севера! [0:05:00.69]
05. Давно, при царе Алексии [0:03:31.54]
06. Не труба трубит [0:03:47.16]
07. Марш лейб-гвардии конной артилерии [0:01:23.13]
08. При Павле I был основан [0:04:01.41]
09. Гибель "Стерегущего" [0:06:25.03]
10. Гибель "Варяга" [0:06:50.09]
11. Ты помнишь ли, товарищ? [0:04:31.69]
12. Слава русскому царю! [0:01:55.57]
13. За Царя, за Русь Святую! [0:03:51.60]
14. Православный русский воин [0:02:16.71]
15. Взвейтесь, соколы, орлами! [0:05:19.69]
16. Спаси, Господи, люди Твоя [0:01:14.09]

Орёл двуглавый высоко парит
И зорко сверху на врагов глядит.
Широкие крылья расправляет он,
А под ним, как тучи, штыков миллион!

Доп. информация: В пестрой разноголосице современного российского рынка аудиозаписей есть заветный уголок, неприметный случайному, рассеянному взгляду. Здесь не торгуют кичливым ширпотребом, не потакают безвкусице и дешевой, скоропостижно меняющейся популярности. Спокойно и достойно, без шумихи и показного рвения, не из корысти, но лишь по велению не помраченной беспамятством души здесь возрождают искреннее почтение и любовь к отечественной истории...
Когда в 1990 году при Санкт-Петербургском подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря был организован мужской хор, он начинал так же, как и другие возникавшие тогда церковные хоры: пение за богослужениями, участие в отдельных церковных и государственных мероприятиях, скромная концертная деятельность. Но уже тогда мало-помалу начинал складываться свой — особый исполнительский стиль нового коллектива. В его основание был положен обиходный распев Валаамского и Соловецкого монастырей — двух самых северных в русской земле древних обителей. Не случайно, основу репертуара начинающего хора поначалу составили расшифровки, гармонизации и обработки древних монастырских распевов.
С 1990 по 1994 год шел трудный процесс освоения тайн русского церковно-певческого искусства. Очень важной оказалась в те годы поддержка и духовное наставничество игумена Назария, а также наместника Валаамского монастыря игумена Андроника (внука о. Павла Флоренского), по благословению которого новый петербургский хор, наряду с основной работой, начал активную просветительскую деятельность вне монастыря. В эти же годы складывался уникальный певческий состав коллектива. Создатель и бессменный художественный руководитель хора Игорь Ушаков сумел объединить вокруг себя и вдохновить своим энтузиазмом талантливых исполнителей. В их числе — выпускники Санкт-Петербургской Консерватории, ведущие солисты оперных театров Петербурга и Академической Капеллы. Обладая прекрасными голосами и редкой музыкальностью, все они — с тех пор и доныне — буквально одержимы идеей возрождения подлинно русского певческого искусства.
Творческий взлет нового хора был стремительным и на редкость успешным. Сольные вечера в концертных залах Санкт-Петербурга и Москвы, выступления перед почетными гостями Валаамского монастыря и видными деятелями культуры, концерты для членов Правительства РФ, для Президента России Б.Н. Ельцина и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Мастерство хора и его руководителя были замечены: 12 июля 1992 года, в день памяти валаамских чудотворцов, преподобных Сергия и Германа, Указом Президента РФ — «за выдающиеся заслуги в области хорового искусства» — руководителю мужского хора Валаамского подворья И.В. Ушакову было присвоено почетное звание «Заслуженный артист России». Однако это было лишь начало пути.
Для дальнейшего творческого роста необходимы были новые идеи, новые формы развития. Потому весной 1994 года, обобщив накопленный к тому времени исполнительский и исследовательский опыт, И. Ушаков создал Институт певческой культуры (ИПК) «Валаам». Его работа всецело подчинена музыкально-просветительской деятельности мужского хора Института. Именно с этого времени начинается запись и издание (на виниловых и компакт-дисках) музыкально-исторических и мемориальных программ. Вот самые значительные из них:
Антология «Православные Святыни Русского Севера» (CD-1 — «Спасо-Преображенский Валаамский Монастырь»; CD-2 — «Соловецкий монастырь», часть 1; CD-3 — «Тихвинский монастырь»; CD-4 — «Кирилло-Белозерский монастырь»; CD-5 — «Коневский монастырь»; CD-6/1-2 — Соловецкий монастырь», часть 2) , изд. 1995—1996;
Триптих духовных песнопений «Русская Голгофа» (CD-1 часть I — «Новомученикам Российским», CD-2 часть II — «Царственным Мученикам», CD-3 часть III — «Пасха Неурочная»), изд. 1995—1996;
«Бородино» Солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года., изд. 1997;
«Распевы Валаамского монастыря», изд. 1999;
«Распевы Соловецкого монастыря», изд. 1999;
«Духовный хоровой концерт. Часть 1», изд. 2000;
«„Храм земли русской“. Полковые и солдатские песни эпохи Отечественной войны 1812 года. Духовные песнопения», изд. 2000;
«Песни Российского Флота», изд. 2000;
«„Боже, Царя храни!“. Гимны и песни Российской Императорской Армии», изд. 2001;
«„За Царя, за Русь святую!“. Гимны и песни Российской Императорской Армии», изд. 2001;
«„Христос воскресе!“. Пасхальные песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2002;
«„Пошли нам, Господи, терпение...“. Посвящение семье последнего Российского императора», изд. 2001;
«„Русь святая“. Распевы монастырей Русского Севера», изд. 2001;
«Русская духовная хоровая музыка 16—17 веков», изд. 2001;
«Распевы Валаамского монастыря в творчестве русских композиторов», изд. 2001;
«„Певческая летопись Кавказской войны“. Солдатские песни эпохи Кавказской войны 19 столетия», изд. 2002;
«Песни Российской Императорской Гвардии», изд. 2002;
«„Гром победы, раздавайся!“ Песни и марши Российской Императорской Армии», изд. 2001;
«Духовный хоровой концерт. Часть 2», изд. 2003;
«„Непобедимый воин Феодор“. Адмирал Флота российского Ф.Ф. Ушаков», изд. 2003;
«„Царь-ремесленник, Самодержец Всероссийский“. Канты эпохи Петра Великого. Песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2003;
«„Мы — кадеты, мы — дети России!“ Песни военно-учебных заведений Императорской России», изд. 2003;
«„Тернистый путь борьбы и муки“. Песни Белого Движения и Русского Зарубежья», изд. 2004;
«„Хвала, тебе Паскевич-Росс!“ Русские солдатские песни времен: Персидской войны 1826—28 гг., Турецкой войны 1828—29 гг. и Усмирения Польши в 1831 г.», изд. 2004;
«„Похвала русским святым“. Песнопения Русской Православной Церкви», изд. 2004;
«„Гимн героям“. К 100-летию Русско-японской войны. Произведения русских композиторов, народные песни», изд. 2004;
«„Легендарный Севастополь“. К 150-летию Восточной (Крымской) войны. Русские солдатские песни. Сочинения русских композиторов», изд. 2004.
Записаны в 2005 г. и готовятся к изданию: «Песни Блокадного Ленинграда». К 60-летию Великой Победы. Песни советских композиторов 1942—1944 гг.;
«Гордость Русских Моряков (Севастополь)». К 60-летию Великой Победы. Песни советских композиторов 1942—1964 гг.;
«В степи широкой под Иканом». Русские солдатские песни времен присоединения Средней Азии к России 1864—1881 гг.;
Духовно хоровые сочинения П.Г. Чеснокова (Op. 37 и 41). Записаны впервые.
Обращает на себя внимание просветительская направленность всех без исключения программ. Каждая из них посвящена одной из ярких страниц российской истории, либо определенному жанру отечественной хоровой музыки. Чтобы найти, отобрать, обработать репертуар даже для одной из таких программ, необходима длительная и многоплановая работа — архивная, источниковедческая, аналитическая, музыкально-стилистическая, редакционная, исполнительская. Такая работа предполагает широкую эрудицию и глубокие профессиональные знания автора-составителя. И здесь нельзя не сказать о руководителе Мужского хора ИПК «Валаам».
Игорь Ушаков впитал лучшие традиции российской хоровой культуры. Родившись в 1965 году в Волгограде, он в 1984 году закончил Волгоградское Училище искусств, где его педагогом по классу хорового дирижирования был замечательный музыкант и педагог Г.А. Тер-Багдасарян. Затем, выдержав серьезный конкурс, Ушаков поступил в Ленинградскую (ныне Санкт-Петербургскую) Государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. В старейшем российском музыкальном вузе его педагогами-наставниками стали ведущие специалисты в области музыкального исполнительства и истории древнерусской и современной российской церковно-певческой культуры К.Н. Никитин и А.Н. Кручинина, совместное творческое сотрудничество с которыми продолжается по сей день. Обучаясь в консерватории, как хоровой дирижер, И. Ушаков одновременно занимался изучением древнерусского певческого искусства, овладев сложнейшим искусством расшифровки знаменных рукописей. Также следует отметить то неоценимое значение, которое сыграло в формировании творческой личности молодого музыканта его общение с выдающимся иконописцем современности — насельником Псково-Печерского Успенского монастыря архимандритом Зиноном (Теодор).
Редкостное сочетание незаурядных качеств исполнителя, аранжировщика, исследователя, организатора и просветителя позволило И. Ушакову найти собственное направление музыкальной деятельности и создать яркий самобытный исполнительский коллектив. Сегодня в репертуаре этого коллектива более 600 произведений, включающих церковную музыку, народные песни и светские авторские сочинения. При этом историко-тематический принцип составления программ всякий раз позволяет продемонстрировать неразрывность русской церковно-певческой и народно-песенной культур. Русская песня и духовный распев — явления родственные и теснейшим образом взаимосвязанные, о чем еще в 1909 году сказал выдающийся исследователь древнерусской музыкальной культуры С.В. Смоленский, образно заметивший, что «в художественном своем строении — это сестра и брат, дети одной матери-родины». Доказательством этому является каждая из программ Мужского хора ИПК «Валаам».
Наряду с церковными песнопениями, исполняемыми в традициях русского мужского монастырского пения, значительное место в репертуаре хора занимают песни русской армии и военно-морского флота. Это не случайно: именно воинский песенный фольклор изначально связан со звучанием мужских голосов. Кроме того, важнейшей драматургической особенностью большинства народных песен является диалог солиста (запев) и хора (припев). В этом отношении состав мужского хора ИПК «Валаам» является совершенно особенным, поскольку представляет собой уникальный ансамбль солистов — ярких, выразительных, самобытных. С другой стороны, восстановление памятников русского церковно-певческого искусства и русской песенной старины требует особой, почти утерянной ныне вокально-исполнительской манеры. Поиск и выработка этой манеры потребовали многих лет кропотливой работы. В конечном счете, настойчивость дирижера, помноженная на истинный энтузиазм его единомышленников-певцов, были вознаграждены: сегодня, по отзывам слушателей и мнению специалистов, звучание Мужского хора ИПК «Валаам» отличается совершенно особым, национально характeрным певческим тоном — сочным, плотным, ярким, мощным, насыщенным, а главное — естественным (как говорили старые регенты, «натуральным»), т.е. не замутненным никакими искусственными вокальными манерами и чужеродными «школами». Тем самым коллектив, возглавляемый И. Ушаковым, является наследником и продолжателем коренных традиций русской певческой культуры.
Программы, записанные и изданные на компакт-дисках Мужского хора ИПК «Валаам», не имеют аналогов — ни в прошлой, ни в современной музыкальной культуре России. По содержанию своему это — исторические концерты: масштабные, насыщенные богатейшим репертуаром, складывающиеся в уникальный, грандиозный по замыслу цикл. По существу же это — песенная летопись истории Государства Российского. Каждая ее глава-программа посвящена значительному событию, нашедшему отражение в народных песнях и духовных гимнах. Благодаря И. Ушакову и его сподвижникам, многие прекрасные произведения возвратились из тишины забвения и, прозвучав заново, донесли до нас биение сердец и чистоту помыслов наших мужественных предков. Но, чтобы это произошло, понадобилось сделать десятки стилистически выверенных обработок, корректных переложений и гармонизаций, стремясь бережно сохранить неповторимый дух музыкально-исторических свидетельств давно минувших дней. И, в то же время, рядом с памятниками музыкальной старины в программах присутствуют произведения и свободные обработки современных авторов, что свидетельствует о жизненности и преемственности традиций русского певческого искусства.
И еще об одном следует сказать — о высокой идейной направленности деятельности И. Ушакова и руководимого им хора. Сегодня, когда все острее встают проблемы нравственно-гражданского воспитания, программы Мужского хора ИПК «Валаам» представляются особенно ценными и в высшей степени необходимыми. Будучи ориентированы на самого широкого слушателя, в первую очередь — на подрастающие поколения, они многоплановы: историографически точны, познавательно интересны, художественно убедительны, музыкально выразительны. Но главное, они неизменно патриотичны — в самом лучшем, самом высоком значении этого слова. Воспламеняя сердца современных россиян гордостью за мужество их пращуров, согревая души живущих радостью сопричастности к подвигам некогда ушедших, программы историко-музыкального цикла, осуществляемого Игорем Ушаковым, пробуждают в нас любовь к Отечеству. Любовь истинную, трепетную, святую, возвышающую и животворную!
В пестрой разноголосице современного российского рынка аудиозаписей есть заветный уголок, неприметный случайному, рассеянному взгляду. Здесь не торгуют кичливым ширпотребом, не потакают безвкусице и дешевой, скоропостижно меняющейся популярности. Спокойно и достойно, без шумихи и показного рвения, не из корысти, но лишь по велению не помраченной беспамятством души здесь возрождают искреннее почтение и любовь к отечественной истории...

Музыка / Фольклор / Фолк / Народная / Разное
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [229.4 MB]