11
фев
2011

Страсти по Солоницыну (2006)

Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: Наталия Гугуева
Жанр: биографии, личности
Продолжительность: 00:43:39
Год выпуска: 2006
В ролях: Глеб Панфилов, Николай Бурляев, Никита Михалков, Лариса Солоницына.
Описание: В 1964 году неизвестный провинциальный актер Анатолий Солоницын приехал в Москву, пришел на съемки фильма о великом русском иконописце Андрее Рублеве и предложил режиссеру Андрею Тарковскому себя на главную роль. Худсовет был возмущен подобной самонадеянностью начинающего актера, а режиссер - заинтригован. Тарковский обратился к специалистам по древнерусскому искусству, разложив перед ними фотопробы многочисленных кандидатов на главную роль (среди них были Смоктуновский и Любшин), с вопросом: Какое лицо могло бы быть лицом Рублева? Все показали на Солоницына. При этом, как в действительности выглядел иконописец, неизвестно до сих пор...

После того, как фильм "Андрей Рублев" завоевал всемирное признание, в сознании миллионов людей лицо Рублева слилось с лицом Солоницына. Актер был неистов и в работе, и в жизни. В своих ролях он становился тем, кого должен был воплотить на экране. Анатолий был настолько предан профессии, что для роли Достоевского готов был даже на пластическую операцию.
Солоницына снимали Герман и Губенко, Шепитько и Климов, Панфилов и Михалков. Однако главным режиссером в жизни Солоницына был, безусловно, Андрей Тарковский.

Видео: 720x448 (1.61:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~1779 kbps avg, 0.22 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Доп.информация
Юрий Крохин
"Российская газета" - Неделя №3554 от 20 августа 2004 г.
Трудно поверить, но это факт: Анатолия Солоницына трижды не принимали в ГИТИС! Оскорбительное слово "профнепригодность", глубоко ранившее Солоницына, как-то плохо вяжется с тем, что мы знаем о выдающемся актере...

Анатолий Солоницын дебютировал в кино на Свердловской телестудии в первой картине Глеба Панфилова "Дело Курта Клаузевица" в 1963 году. Но настоящий приход большого актера в искусство состоялся позже, когда Андрей Тарковский снял Солоницына в роли Андрея Рублева. Солоницын сам "пробился" к Тарковскому. Прочитав сценарий "Рублева" в "Искусстве кино", он взял отпуск в театре и двинулся из Свердловска в столицу. И, что называется, глянулся Андрею Арсеньевичу. Утвердить никому не известного актера на главную роль режиссеру стоило больших трудов. Его отговаривал даже Михаил Ромм, против были члены многочисленных художественных советов. Неожиданно кандидатуру Солоницына поддержали историки: из предложенных Тарковским двадцати фотопроб разных актеров ученые дружно указали на Солоницына...

Создать образ гениального русского художника, каким видел его режиссер, было очень непросто. Зритель не видит Рублева с кистью в руке, он вообще не совершает поступков, только созерцает, раздумывает, разговаривает с Феофаном Греком о самом важном - о Боге, о любви к людям.

После "Рублева" Солоницын стал, как говорится, нарасхват: актера охотно снимают Алов и Наумов, Михалков и Шепитько, Абдрашитов и Зархи. Фильмография Солоницына насчитывает почти полсотни картин. При этом в течение двенадцати лет Солоницын сменил целый ряд провинциальных театров. Но многое в театральных нравах не устраивало, раздражало актера. "Двуликость людей театра волнует меня все больше и больше, - писал он в дневнике. - Говорят одно, делают другое. В театре бытует выражение - "завоевать положение". Я пришел в театр не завоевывать, а работать, творить".

Андрей Тарковский писал Григорию Козинцеву: "Меня очень заботит судьба Анатолия Солоницына. Это актер новосибирского "Красного факела", который снимался у меня в роли Андрея. Он в ужасном состоянии - несмотря на то, что сыграл за это время много серьезного, вплоть до Бориса Годунова, - и уходит из театра для того, чтобы перейти в Таллин в Русский театр. Но его мечта - Ленинград и театр, где режиссером Владимиров. Не могли бы вы посодействовать ему в этом смысле". Григорий Михайлович в ответ обещает потолковать с "нашими худруками"...

В 1972 году на экраны выходит "Солярис" Андрея Тарковского. И опять огромная творческая удача Анатолия Солоницына! Его доктор Сарториус - человек жесткий, прямой. Долг перед истиной (или наукой) для него важнее эмоций и даже морали. Какой убедительности и силы образ создал актер! В следующей картине Тарковского "Зеркало" Солоницын играет эпизодическую роль прохожего. Андрей Арсеньевич настолько ценил Солоницына, что иногда (как это было в случае с "Зеркалом") придумывал роль специально для любимого артиста. А Солоницын, в свою очередь, преклонялся перед Тарковским и считал наивысшей заслугой максимально точно следовать указаниям режиссера.

В 1977 г. в московском театре имени Ленинского комсомола Андрей Тарковский поставил "Гамлета". Надо ли говорить, что принца датского играл Анатолий Солоницын. "Непохожий на других Гамлетов советской сцены и экрана последних лет, сосредоточенный, тихий Гамлет А. Солоницына, который редко повышает голос, позволяя себе недолгие всплески гнева или раздражительности, может показаться вялым или даже скучноватым. Однако это именно такой Гамлет, какой нужен Тарковскому", - писал рецензент, высоко оценивая работу исполнителя заглавной роли.

И еще раз пытался Андрей Арсеньевич снять любимого актера - на этот раз в телевизионной версии "Идиота" Достоевского, увы, не осуществившейся. Для Солоницына предназначалась роль рассказчика, то есть "автора" романа. Солоницыну пришла в голову сумасбродная идея изменить с помощью пластической хирургии лицо - только для того, чтобы походить на Достоевского. Тарковский заметил, что с лицом Достоевского Солоницыну уже ничего не сыграть. А тот возразил: после Достоевского зачем играть еще что-то?

Звание лауреата Берлинского фестиваля в номинации "актер" за роль в фильме "26 дней из жизни Достоевского", звание заслуженного артиста РСФСР мало что изменили в жизни Анатолия Солоницына. Он уже был не просто заслуженным, а истинно народным...

Ему было всего 47, когда прервалось его самозабвенное служение искусству...