03
фев
2009

Короткие истории / Short Cuts (1993)


Перевод: Профессиональный (многоголосый, закадровый), cубтитры: отсутствуют
Формат: DVDRip, AVI, XviD, MP3
Страна: США
Режиссер: Robert Altman / Роберт Олтман
Жанр: Драма
Продолжительность: 03:08:07
Год выпуска: 1993
В ролях: Tom Waits, Fred Ward, Andie MacDowell, Bruce Davison, Tim Robbins, Julianne Moore, Lili Taylor, Jack Lemmon, Christopher Penn

Описание: После неожиданного творческого возрождения в «Игроке» (1992), в котором Олтмен разделался с Голливудом, режиссер будто бы обрел второе дыхание и накануне 70-летия снял свой самый звездный и самый по-юношески задорный фильм. На этот раз он отважился на еще более радикальный шаг, решив нарисовать многофигурное полотно о буднях обывателей, тех, для кого Американская мечта давно стала явью.

За основу проекта, вынашиваемого режиссером долгие годы, была взята серия рассказов Рэймонда Карвера. Получившийся в итоге трехчасовой фильм не имеет четко выраженного, в привычном смысле, сюжета и представляет собой масштабную фреску с множеством персонажей, плотное взаимодействие которых образует коллективную модель общества накануне землетрясения 1992-го года, исполняющего здесь аллегорическую роль наказания господнего.

Short Cuts — это групповой портрет Америки в интерьере лос-анджелесских декораций. Знакомство с ним интригует почти так же, как групповой секс: в том смысле, что, с одной стороны, так и подмывает оказаться внутри этой разномастной тусовки среднего класса, с другой же — нет никакого желания подвергать себя столь мазохистскому удовольствию, добродушному глумлению мудрого «королевского шута». Такое может позволить себе либо пофигист, либо идиот.

На примере десятка лос-анджелесских семей «Свифт американского кинематографа» ухитряется всесторонне показать, какие мутации произошли к концу века в главной социальной ячейке общества. Максимально рационализированные отношения между супругами, к тому же построенные на лжи и недомолвках, привели к тому, что многомиллионный город превратился в одну большую коммуну, в которой все связаны друг с другом невидимыми нитями.
Несмотря на единство места (Лос-Анджелес) и времени (несколько летних дней), фильм представляет собой эпическое полотно, центральным образом, философией и основной формулой которого является понятие «калейдоскопа». При каждом повороте «сюжета» герои не просто сталкиваются друг с другом, но образуют все новые узоры витиеватой авторской мозаики. Каждое их взаимодействие вызывает резонанс — иногда легкий, а иногда способный перевернуть судьбу и разрушить жизнь.

22 основных персонажа — врач, чистильщик бассейнов, телеведущий, художница, таксист, официантка кафе… — составляют десяток историй, каждая из которых в той или иной степени встраивается в другую, подобно пазлам, а сюжетные линии переплетаются подобно темам в джазовой композиции. Но, несмотря на кажущуюся спонтанность монтажа, видно, насколько тщательно продуман каждый стык: порой в соединении двух соседних кадров проявляется истинный и до поры невидимый смысл происходящего.

Молодая мамаша, вынужденная подрабатывать на дому сексом по телефону, не взирая на присутствие мужа и детей: «Я вся такая мокрая», — говорит она невидимому клиенту, вытирая при этом зад своего описавшегося младенца. Семейный полицейский, через день навещающий любовницу, объясняет жене свое отсутствие проведением оперативных мероприятий. А, в свою очередь, пригретая им мать-одиночка не просто спит с копом, но обеспечивает таким образом свою безопасность. Трое рыбаков находят в реке труп изнасилованной девушки, но, тем не менее, не бросают любимое занятие: какой смысл суетиться, она ведь все равно мертва, а уикенд – это святое…


Дополнительная информация: Олтмен открыл прием short cuts еще в середине 1970-х — в фильме «Нэшвилл». Тогда впервые посредством последовательного соединения множества коротких эпизодов, казалось бы, несвязных между собой, была выстроена модель целого микромира. Через 18 лет Олтмен вновь прибегает к этому ноу-хау: в проходных ситуациях и незначительных поступках показывает характерные принципы поведения «самой здоровой и оптимистичной нации мира».
Прекрасно осознавая культурную значимость олтменовских творений, в них с готовностью готовы сниматься за гроши голливудские звезды. По их общему представительству «Короткие планы» являются одним из рекордсменов: никто из приглашенных актеров не устоял перед соблазном вписать свое имя (и лицо) в многофигурную «антологию американской жизни конца ХХ века».
Но даже несмотря на звездный дождь и тот факт, что картина Олтмена, названная в США «энциклопедией постиндустриального общества», победила на фестивале в Венеции (поделив «Золотого льва» с фильмом Кесьлевского «Три цвета: синий»), простые американцы по обыкновению не захотели смотреться в поставленное перед ними зеркало: кассовые сборы фильма оказались удручающе скромными — всего 6 миллионов.

Рейтинг на IMDB: 7.7/10

Видео: 704x304 (2.32:1), 23.976 fps, XviD build 46 ~1184 kbps avg, 0.23 bit/pixel
Аудио: #1: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Аудио: #2: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg