18
фев
2011

Прощальное дело / L'affaire Farewell VO (2009)

Перевод: Любительский (одноголосый)
Субтитры: русские, английские
Формат: HDRip, AVI, XviD, AC3

Страна: Франция

Режиссер: Кристиан Карион
Жанр: триллер, драма, исторический
Продолжительность: 01:53:24
Год выпуска: 2009

В ролях: Эмир Кустурица, Гийом Кане, Ингеборга Дапкунайте, Уилльем Дефо, Дэвид Соул, Дина Корзун, Филипп Маньян, Нильс Ареструп, Евгений Харланов, Кристиан Сандстрём.

Описание: Москва начала 80-х. Полковник КГБ Сергей Григорьев, разочарованный советским режимом, решает разрушить систему. Он налаживает контакты с французским нженером Пьером Фроменом. И не столько его информация, сколько его деятельность вообще вызывает жгучий интерес у западных спецслужб. Обеспокоенный президент Франции Франсуа Миттерран решается проинформировать коллегу из США Рональда Рейгана: «Благодаря невероятной шпионской системе Советский Союз добывает на Западе информацию о последних исследованиях в области науки и вооружений, включая оборонную систему США». В итоге главы правительств решают сделать Григорьева своим информатором через Фромена. Свой источник секретных данных французы величают «Farewell», а инженер невольно становится участником самого громкого шпионажа XX века, подвергая опасности свою жизнь и жизнь своих близких.



Видео: 720x384 (1.88:1), 23.976 fps, XviD MPEG-4 ~2298 kbps avg, 0.35 bit/pixel.
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 3/2 (L,C,R,l,r) + LFE ch, ~448 kbps avg

Доп. информация

Фильм снят на основе книги Сергея Костина "Привет, Файрвелл: правда о французском агенте в КГБ" о знаменитом шпионском скандале 1983 года, когда из Франции было выслано 47 советских дипломатов, уличённых в шпионаже. Полный список сотрудников КГБ, работавших в иностранных посольствах, передал на запад полковник КГБ Владимир Ветров, работавший на французскую разведку под псевдонимом Фаруэлл его роль исполнил Эмир Кустурица. В фильме, который представляет собой художественную версию на тему шпионского скандала 80-х годов, герой Кустурицы фигурирует под измененным именем – Григорьев.

Изначально режиссер предполагал пригласить на роль Файрвелла известного российского актера Сергея Маковецкого. Тот приехал в Париж и уже пробовался на роль в подготовленных для него костюмах. Однако внезапно Маковецкий от роли отказался. По словам режиссера Кристиана Кариона, на актера «надавил» тогдашний посол России во Франции, ныне министр культуры Александр Авдеев, который, кстати, работал в советском посольстве в Париже в разгар шпионского скандала 1983 года. Более того, тогда же стало ясно, что съемочной группе Кристиана Кариона не дадут работать в Москве, и съемки фильма было решено перенести в Киев.

И в заключение. Несложно предположить, что ни о каком официальном прокате или выходе ДВД этого фильма в России в ближайшие 14 лет не стоит и говорить.

Этот фильм, который можно было бы охарактеризовать как "детектива", не столь однозначен как с исторической, так и с художественной точки зрения.

Режиссёр Кристиан Карион (на основе книги Сергея Костина "Привет, Файрвелл: правда о французском агенте в КГБ") задумывал этот фильм как трагедию амбициозного, но разуверившегося в идеологических клише человека, вплетённую в канву сопутствующих исторических событий, человека, желавшего сокрушить Систему...

В фильме должны были сниматься весьма сильные российские артисты, а в роли полковника КГБ Григорьева был утверждён и начал сниматься Сергей Маковецкий. И здесь последовал грубый окрик Посла России во Франции А.А. Авдеева (нынешнего Министра Культуры России), настоятельно "рекомендовавшего" всем артистам, имеющим российское подданство, немедленно покинуть съёмочную площадку фильма. Сергей Маковецкий моментально "сыграл труса" и ретировался, приняв участие в imho абсолютно лубочном заказном фильме "Поп", в то время как Дина Корзун (Алина, любовница Григорьева), Ингебора Дапкунайте (жена Григорьева) и Алексей Горбунов (подполковник КГБ Чуков) проигнорировали "высочайший окрик". Неустойка, вызванная разрывом контракта Маковецким, была выплачена (можно лишь догадываться из чьего "кармана").

Год назад, на сайте Международного Французского Радио (RFI), я прочитал репортаж Инги Домбровской об этой скандальной истории:
В среду, 30.09.09, на французские экраны выходит художественный фильм «Прощальное дело» («L'affaire Farewell») о знаменитом шпионском скандале 1983 года, когда из Франции было выслано 47 советских дипломатов, уличённых в шпионаже. Полный список сотрудников КГБ, работавших в иностранных посольствах, передал на запад полковник КГБ Владимир Ветров, работавший на французскую разведку под псевдонимом Фаруэлл. Снял фильм французский режиссер Кристиан Карион, а роль Фаервелла исполнил Эмир Кустурица. В фильме, который представляет собой художественную версию на тему шпионского скандала 80-х годов, герой Кустурицы фигурирует под измененным именем – Григорьев.

Роналд Рейган говорил, что дело Фаервелла было «одним из крупнейших шпионских дел XX века».

Съемки фильма о нём также отчасти напоминали триллер из эпохи «холодной войны». Изначально режиссер предполагал пригласить на роль Фаервелла известного российского актера Сергея Маковецкого. Тот приехал в Париж и уже пробовался на роль в подготовленных для него костюмах. Однако внезапно Маковецкий от роли отказался. По словам режиссера Кристиана Кариона, на актера «надавил» тогдашний посол России во Франции, ныне министр культуры Александр Авдеев, который, кстати, работал в советском посольстве в Париже в разгар шпионского скандала 1983 года. Более того, тогда же стало ясно, что съемочной группе Кристиана Кариона не дадут работать в Москве, и съемки фильма было решено перенести в Киев. Вся эта история не удивила режиссера, который в интервью нашей радиостанции считает, что в КГБ дело Фаервелла не забыли до сих пор.

Кристиан КАРИОН:
Вы, бесусловно, знаете, что многие из людей, находящихся сегодня у власти в России – это бывшие сотрудники КГБ. В реальности, в 1983 году по приказу Франсуа Миттерана из Франции было выслано 47 дипломатов посольства Советского Союза. Я прекрасно понимаю, что для КГБ дело Фаервелла – это настоящий кошмар! Потому что один из них, человек, занимавший не последнюю должность, пошел на предательство, но не ради денег. Говорят, что когда Ветрова судили, он им сказал следующее: «Вы обвиняете меня в предательстве, хотя я считаю, что предатели – это вы. Вы предаете народ, делая вид, что в стране всё хорошо, хотя вы прекрасно знаете, что дела хуже некуда. Вы бездействуете. Я же действую, и вы собираетесь меня за это ликвидировать. Но моя совесть спокойна, а на вашем месте я не хотел бы оказаться.» Конечно, дело Фаервелла было для этих людей беспрецедентным событием, которое, как я думаю, КГБ никогда не переварило.

Касаясь художественных достоинств/недостатков фильма, я, с сожалением, могу отметить, что для русскосмотрящего зрителя потеря Маковецкого нанесла ощутимый ущерб художественному уровню фильма: увы, но Кустурица imho несколько недотянул роль "бессеребренника-героя-предателя". С другой стороны – очень убедительно сыграл роль связника Пьера Фромена французский актёр Гийом Канэ, неплохо смотрится и Алексей Горбунов в роли подполковника КГБ Чукова. При всём моём почтении к Дине Корзун и Ингеборе Дапкунайте, их в фильме imho было «не видно», возможно потому, что в планы режиссёра не входило дать им сыграть в полную силу? Несколько гротескно выглядят сцены поведения и диалогов высшего полит. бомонда, в частности – сцена в Белом Доме, когда Президент Рейган и его окружение удивляются, узнав о существовании в СССР Военно-промышленного комплекса (ВПК), на который работает вся страна. С другой стороны – весьма ярко сыграна заключительная сцена фильма: монолог Директора ЦРУ Джона Финиа, полный откровенного цинизма, подобно товарисчу Авдееву, откровенно презрительно относящегося к «людишкам», стоящим ниже него по социальной лестнице.

Мог ли один человек (допущенный к топ-секретам) сокрушить Систему? В трактовке Кариона и исполнении Кустурицы мы видим Григорьева-Фаервелла достаточно противоречивой личностью: гордящийся своей страной («мы за 40 лет из средневековья поднялись к звёздам») и ненавидящий саму Систему; предавший свою страну, но «не корысти ради», в отличие от своего коллеги Чукова, а по «идейным мотивам», причём прекрасно отдающего себе отчёт, что потомки никогда не будут считать его героем; мечущегося между любовницей и женой, которая также ему неверна; работающего в КГБ, но пренебрегающего базовыми приёмами конспирации, короче – клубок противоречий, из которых, на самом деле, и состоит любой живой человек. Краткая попытка оценки значимости деятельности подобных «героев-антигероев» в нынешнем мире приведена в статье Рори Медкалфа «Досье Файрвелла».

После просмотра фильма правомерно задать вопрос: действительно ли существовал «Список Х», содержавший имена советской разведагентуры зарубежом, который полковник Ветров передал французам? При положительном ответе (а судя по окрику А.А.Авдеева, и оценке Рональда Рейгана – именно этот ответ и напрашивается) вся история поражения СССР в холодной войне выглядит несколько иным образом – будучи лишенный «глаз» (т.е. агентуры), КГБ не смог предоставить Политбюро никакой значимой информации об осуществимости плана «Звёздных войн», выдвинутого Рональдом Рейганом. В фильме недвусмысленно показывают блеф Президента, воспользовавшегося временной слепотой противника по «мировому покеру», что позволило ему заставить советское руководство быть гораздо уступчивее и сговорчивее. Это привело к исторической встрече Горбачева и Рейгана в Рейкьявике, и последовавшей за тем политикой «Перестройки».




Видео / Зарубежные фильмы / Триллеры
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [2.2 GB]